Не нуждаются в реставрации: экскурсовод из Тулы объяснила феномен картин Айвазовского

Не нуждаются в реставрации: экскурсовод из Тулы объяснила феномен картин Айвазовского

Одно из полотен известного художника-мариниста продали на аукционе почти за 100 млн рублей

21:30 | 24.02.2024

2024-02-24T21:30:00+03:00

Интересный факт о художнике, чьи картины в тульском Музее изобразительных искусств пользуются особой популярностью. Полотно Ивана Айвазовского на московском аукционе продано почти за 100 миллионов рублей. Известный маринист – человек, который по-особому изображал стихию воды – жил и творил в Крыму. В Туле хранятся 5 его подлинников.

Лишь почитатели мастерства Айвазовского и знатоки живописи знают, что начинал писать морские пейзажи крымский художник на самом деле не с моря, а с неба. Могло уйти минут 15, а могло и несколько часов. Небесный свет рисовал не боковой поверхностью кисти, а ее торцом. За счет этого воздушный океан буквально растворялся в океане земном, как на этом полотне под названием «Сигнал бури». Редкое явление – снег на Черноморском побережье Феодосии – дает нам право считать, что в год 1851, когда и была написана картина, в этом южном городе зима выдалась суровой для тех мест, что и отразил Айвазовский. Но главная тема здесь – это предупреждение о надвигающемся шторме. Красный флаг на мачте символизирует это. Создается некий контраст между холодными и теплыми цветами.

В Тульском музее изобразительных искусств хранятся 4 полотна мастера. Кроме «Сигнала бури»: «Приближение бури», «Морской пейзаж», «Ночь на море». Айвазовский был маринистом,  то есть художником, изображающим именно морские пейзажи. Полюбил это еще в детстве. Причем редко работал с натуры. Ведь море не статично, оно меняется каждую секунду: то солнечный луч пробьется сквозь облака, то лунная дорожка ляжет. Особая техника нанесения краски позволила сохраниться большинству из 6 тысяч написанных полотен.

«Айвазовский со своими собственными нюансами пользовался техникой лессировки – это тонкое нанесение сильно разбавленных масляных слоев. Именно благодаря такому уникальному нанесению краски его картины в прекрасной сохранности и сегодня. Они практически не нуждаются в реставрации», – Валерия Егорова, экскурсовод

А еще картины Айвазовского настолько реалистичны, что порой пейзажи кажутся живыми. Исторически известно, что однажды Илья Репин, неожиданно увидев «Девятый вал», даже оторопел от неожиданности, думая, что на него надвигается вода.

logo