В Тульской области нашли уникальную водоросль для производства лекарств и топлива

Организм растения содержит большое количество жирных кислот

14:13 | 20.10.2021

2021-10-20T14:13:37+03:00

На территории Тульской области ученые обнаружили штамм уникальной зеленой одноклеточной водоросли Coelastrella multistriata, которая представляет большой интерес для биотехнологии. Дело в том, что до 50% ее массы составляют жирные кислоты. Они могут стать ценным сырьем для фармацевтических препаратов и биодизельного топлива. Об этом сообщает издание Planet today со ссылкой на пресс-службу Российского научного фонда.

Также в статье говорится, что род Coelastrella объединяет одноклеточных зеленых водорослей, которые обитают на суше и в пресных водоемах Европы. Ученые выяснили, что представители этого рода накапливают в клетках большое количество липидов в виде жирных кислот и каротиноидов (предшественников витамина А) —от 2%  до 50% биомассы. Из этих веществ можно синтезировать биологически активные вещества, витамины и пищевые добавки.

Исследователи из Института физиологии растений имени К. А. Тимирязева РАН (Москва) с коллегами описали новый штамм водоросли Coelastrella multistriata, а также изучили ее состав. При этом штамм MZ-Ch23 биологи обнаружили в почве на территории Гуровского карьера. Полученный материал исследователи очистили от сопутствующих микроорганизмов и выращивали в колбах на минеральной среде. Затем определяли количество и тип жирных кислот, накапливаемых в организме.

Оказалось, что больше всего в водорослях накапливались кислоты омега-3 и омега-6, а также альфа-линоленовая, гексадекатриеновая и линолевая кислоты, на основе которых фармацевты синтезируют многие биологически активные вещества и гормоны.

Кроме того, ученые создали для водоросли условия голодания и выяснили, что в таких условиях водоросль синтезирует насыщенные жирные кислоты, которые можно использовать для производства биодизельного топлива.

Также издание цитирует слова руководителя проекта по гранту РНФ Евгения Мальцева, кандидата биологических наук, доцента, ведущего научного сотрудника Лаборатории молекулярной систематики водных растений Института физиологии растений имени К. А. Тимирязева РАН:  «В дальнейшем мы планируем исследовать влияние других стрессоров, например, тяжелых металлов или избыточного освещения, на накопление липидов этим штаммом».