В Туле представили рюмки Александра III и десертный сервиз Николая I

В Туле представили рюмки Александра III и десертный сервиз Николая I

В филиале ГИМа открылась выставка «Шедевры императорского стекольного завода»

7:15 | 11.03.2024

2024-03-11T07:15:00+03:00

Традицию красить пасхальные яйца связывают с легендой о Марии Магдалине. Она объявила о Воскресении Христа римскому императору, тот не поверил, но в подтверждении слов женщины белые куриные яйца в ее руке покраснели. Позже появился и обычай дарить их на праздник. Так делали и российские правители, еще с прихода к власти династии Романовых. К концу XIX века традиции изменились и вместо куриных император презентовал яйца из дерева, фарфора, драгоценных камней и стекла. Такие подарки особенно любил делать Николай II. Деревянные и фарфоровые - готовили для простых людей, Фаберже - заказывала семьи царя. А приближенные дворяне получали стеклянные яйца с необычными пестрыми узорами. В тульском филиале Исторического музея есть такие экспонаты. Выставка «Шедевры императорского стекольного завода» такие представляет.

Постоянным заказчиком Императорского стекольного завода был и Александр III. В архитектуре, моде и интерьере царь любил русский стиль. Поэтому и крепкие напитки он пил из рюмочного набора, украшенного традиционными крестьянскими узорами. Ценил император и юмор, поэтому на стекле эмалью были написаны смешные тосты и пословицы о питие. Но наносили на царскую посуду и серьезные гравировки. Например, эта сувенирная тарелка посвящена победе над Наполеоном в 1814 году и взятию Парижа. Автор эскиза, кстати, двоюродный дядя Льва Толстого, изобразил Россию как богатыря с лавровой веткой - символом триумфа. Вторая тарелка из набора - посвящена событиям последующего Венского конгресса.

А Николай I был любителем средневековья и рыцарского эпоса. По его заказу на Императорском заводе изготовили десертный сервиз в готическом стиле. Цвет посуды напоминает гамму средневековых витражей, а главная ваза для фруктов похожа на форму окна Собора Парижской Богоматери. Украшение сервиза - бокалы, которые еще называют рёмерами, что в переводе с немецкого - римские. Изначально так назывались осколки древнеримских стеклянных изделий, которые немецкие стеклодувы использовали для переплавки и последующего изготовления бокалов.

Чтобы добиться красного оттенка, мастера Императорского завода в смесь из песка, щелочи, известняка добавляли настоящее золото, растворенное в так называемой царской водке. Получался рубиновый - отсюда и название вазы. Она выполнена в античном стиле и украшена литыми масками древнегреческих богов. На ручках вазы - двойное стекло. Это тонкая работа, которая не терпела ошибки. Рубиновая ваза была изготовлена в шести экземплярах. Одна находится – в Туле, вторая - в фонде ГИМа в Москве, еще одна в Эрмитаже, судьба остальных остается неизвестной.

logo