
Первый общественный тульский транспорт празднует юбилей. Символу города – трамваю – исполняется 95 лет. Вместе с ним, праздник разделит и его младший рогатый брат – троллейбус. Их совместная работа стала новой формулой городского транспорта. Какими были первые маршруты и требования к водителям транспорта того времени – в нашем материале.
На первый взгляд он напоминает штурвал корабля. Но вместо того, чтобы двигаться по курсу, этот «руль» необходим для остановки трамвая. Такая рукоятка ручного тормоза была в самых первых вагонах, которые стали перевозить туляков. Трамвайное движение в Туле началось в ноябре 1927 года, то есть 95 лет назад. Первый маршрут соединил Московский вокзал и Толстовскую заставу. В рейсы выходило несколько таких вагонов. Их арендовали у Москвы, а свои появились только через несколько лет. От образцов следующих поколений их отличала вот тормозная сетка - устройство по тем временам необходимое. 95 лет назад туляки переходили трамвайные пути, как вздумается. И чтобы избежать наезда на пешехода, вагоновожатые опускали тормозную сетку: она не давала переехать человека. Сейчас этот трамвай – экспонат импровизированного музея в тульском трамвайном депо. Здесь стоят больше 200 моделей. Среди них – старые и новые, ожидающие ремонта и те, которые ежедневно выходят в рейс.
Как говорит начальник трамвайного депо Кирилл Куршев, сегодня во многих районах Тулы трамваи ездят по обособленным путям, то есть не стоят в пробках и, соответственно, быстрее довозят пассажиров до нужного места. Это, наверное, главное преимущество этого вида транспорта, за что туляки его и любят.
Есть у трамваев еще несколько преимуществ. По сравнению с другим городским транспортом, они долгожители. К тому же очень вместительные: один вагон способен провезти около 200 человек. На втором месте располагаются троллейбусы. Кстати, в этом году и они на тульской земле отмечают юбилей – 60 лет.
Площадь Челюскинцев (сейчас Крестовоздвиженская) в начале 1960-х была одной из главных точек города. Именно поэтому отсюда и началось движение младшего брата трамвая – троллейбуса. Его запустили 3 ноября 1962 года по уже закрытым на тот момент трамвайным маршрутам. Изначально их было два: от площади Челюскинцев до поселка Куруловка (сейчас станция Северная в Заречье) и от площади Челюскинцев до улицы Луначарского. Через год открыли третий маршрут – до Южной площади, которая позднее была переименована в площадь Победы. Интервал движения был 4 минуты. Тогда туляков обслуживало 10 машин. А к их водителям были особые требования.
По словам краеведа Владимира Щербакова, у первых водителей троллейбусов - в начале 60-х - был дресс-код: они работали в белых рубашках, при галстуках и в фирменных фуражках. Это было очень красиво. При чем в основном это были молодые люди до 35 лет. На должность водителей троллейбусов набирали только высококлассных шоферов автомобилей и автобусов.
Сейчас таких жестких требований к водителю нет, им может стать любой желающий. Главное – пройти специальное обучение, чтобы освоить управление этими видами транспорта. В XXI веке его серьезно упростили. Теперь достаточно нажать всего одну кнопку, чтобы открыть дверь или запустить систему обогрева, а на электронных табло в кабине водителя оперативно появляется информация о поломках. А вот что осталось неизменным, так это любовь пассажиров. Которые каждый день выбирают трамваи и троллейбусы, чтобы добраться на работу, учебу или в гости.