
Тулячка Надежда Михайлова хранит газету двухлетней давности, как доказательство того, что она доверилась не мошенникам, а солидной компании. На странице номера – реклама кредитно-потребительского кооператива «Пенсионный капитал». Туда женщина вложила сто тысяч рублей. Кроме нее в организацию вступила вся семья. Каждый со своей суммой. Через три месяца КПК лопнул.
Офис КПК «Пенсионный капитал» располагался в Туле на улице Советской. Проблемы у кооператива начались в 2018 году. В тот момент больше трехсот пайщиков не смогли забрать проценты по договорам. Забрать сам вклад также оказалось невозможным. В один момент отделения кооператива закрылись по всей стране. В июле стало известно о банкротстве «капитала». Пайщики пошли в суды.
Любовь Пономарева пытается вернуть 950 тысяч рублей. На заседаниях арбитражного суда видит других пайщиков - это тоже пенсионеры. Суммы, которые они отдали в КПК доходят до нескольких миллионов рублей. При этом имущества у организации нет. Куда направлялись деньги неизвестно. По сообщениям прокуратуры руководство пенсионного капитала уничтожило все финансовые документы с 2016 по 2018 год. Это усложняет ведение расследования в отношении дирекции кооператива. Но только уголовное дело по сути единственный шанс вернуть пайщикам хоть часть своих средств.
«Пенсионный капитал», «Регион капитал», «Капитал инвест» - список лопнувших КПК растет с каждым годом. При этом каждый из них, в теории, способен собрать с людей около полумиллиарда рублей. Официально их деятельность запретить нельзя. Ничего противозаконного. Но только в том случае если кооператив действительно инвестирует общие деньги в различные проекты, например, микрокредиты. Но многие работают по схеме пирамиды, то есть живут за счет новых привлечения все новых клиентов. Следят за деятельностью КПК саморегулируемые организации, но может подключиться и Центробанк. Госрегулятор начинает надзор только если кооператив набирает больше пяти тысяч пайщиков, или его исключают из СРО.
Единственный плюс в КПК – это возможность получить процент, который чуть выше, чем в банке. Но рисков – больше. Главный из них скрыт в самой формулировке слова «пай». Он не является вкладом, а значит - в государственном агентстве не страхуется. То есть гарантию возврата денег дает неизвестная фирма, которая тоже может быть частью большой пирамиды. И схлопывается вместе с КПК. А дальше дорога только в суд и в отдел полиции.
Владимиру Путину представили опыт Тульской области по трудоустройству ветеранов СВО 



