
В Ясной Поляне в Доме Волконского открылась выставка «Ковровое искусство Дагестана» с экспонатами XIX-XX веков. В экспозиции представлены практически все виды ковроткачества, предметы быта и небольшая коллекция графических работ кавказских художников.
На шерстяной основе снизу вверх дагестанские искусницы создают орнамент, с помощью специального ножа женщины состригают нитки, и ряды получаются ровными. А тяжёлой колотушкой их уплотняют, благодаря этому ковёр получается без дыр: узлы держатся крепко. Готовое изделие увидишь не сразу. Опытные ковровщицы один квадратный метр делают порядка 30 дней, а начинающие и того больше – 2-3 месяца. При этом, огромный ковёр могут одновременно плести до пяти мастериц.
Ковры без ворса называются циновками. Циновка ручной работы - высокой прочности и высокой стоимости. При перевозке в Тулу ковры упаковывали тщательно и под присмотром реставраторов, чтобы сохранить в целости уникальные экспонаты Дагестанского музея изобразительных искусств. Учреждение культуры возглавляет дочь поэта Расула Гамзатова, автора текста песни «Журавли», который ценил дагестанское народное искусство.
"Мы в прошлом году делали в Ясной Поляне выставку «Толстой. Хаджи Мурат». Увидели в доме Толстого дагестанский ковёр. Так родилась идея показать ковровое искусство Дагестана", - рассказала Салихат Гамзатова, директор Дагестанского музея изобразительных искусств.
Выставочный зал Дома Волконского запестрел кавказскими коврами: настенными, и напольными, из войлока, с ворсом и без ворса. Их авторы - мастерицы разных народностей Дагестана. Этим искусством владели аварцы и кумыки, лезгины и табасаранцы. Оттенки разных цветов ковровщицы получали от природы. Желтый цвет – из луковой шелухи, душицы и полыни, красный – из корня марены: на один моток шерсти уходило два килограмма сырья.
Выставка коврового искусства Дагестана в Ясной Поляне продлится до второго июня. Организаторы планируют провести в Туле и более масштабный праздник – Дни Дагестана с участием певцов, танцоров, артистов театра и талантливых мастеров республики.