
Как только на ступеньках мелькают оранжевые жилеты, в салоне автобуса начинается суета. Проверяющие работают парой – один сразу идёт к водительской кабине, другой – на заднюю площадку. Опыт показывает – безбилетников не зря прозвали зайцами. Они стараются не отсвечивать и собираются по углам. Где их и находят контролёры. Так вышло и на тульском маршруте № 28.
В муниципальных автобусах, троллейбусах и трамваях чаще всего платят безналом через валидатор. Его мобильная версия есть и у контролёра. Для проверки туда прикладывают платёжное средство – банковскую или транспортную карту, либо смартфон. Базы данных сразу покажут, была ли хотя бы попытка оплаты. Если нет – с безбилетником начинают разъяснительную работу. Но без гарантии на успех – полномочий у контролёра нет, а вежливая просьба действует не на каждого.
Тем не менее, один вид оранжевых жилетов по статистике повышает сборы. Особенно на маршрутах, которые идут через весь город – такие, как 18 и 28 автобус. Хотя мониторинг ведут по всем веткам. Только за одну проверку контролёры иногда выявляют до 15 безбилетников. Чаще всего это молодёжь в возрасте до 25 лет. И работа с ними часто напоминает цирковое представление. У проверяющих даже сложился профессиональный мем – «заячья карусель». Это когда безбилетник пытается с ними разминуться, чтобы уехать следующим рейсом. Но не учитывает, что контролёры и сами пересаживаются.
Но в самом факте безбилетного проезда смешного мало. Зайцы вредят уже тем, что не попадают в статистику перевозок. А значит, искажают данные, по которым планируют расписание и количество транспорта на маршрутах. Но главный ущерб, безусловно, финансовый. В прошлом году тульские контролёры выявили больше 140 тысяч безбилетников. По текущим тарифам это почти 6,5 миллионов рублей. То есть, цена нового пассажирского автобуса вместимостью в 50 человек.
15 февраля в Тульской области завоет сирена 


