
Временно исполняющий обязанности Губернатора Тульской области Дмитрий Миляев дал первое большое интервью после назначения на должность главы региона.
В интервью главному редактору телеканала "Первый Тульский" Елене Кирьяновой врио Губернатора рассказал о главных уроках, первых решениях и главном уроке от Алексея Дюмина. Кроме того, Дмитрий Миляев впервые рассказал о своей семье и назначении на новую должность.
Мы пишем с Вами интервью в так называемых «окнах» в Вашем расписании. Вот сейчас Вы едете в Алексин. А кто решает, какие именно Вам показать предприятия? В какой двор Вам заехать? С кем поговорить?
Ну, решаем совместно. На самом деле, планируем выезды, исходя из той проблематики, которая есть в муниципалитетах. Вмешивается и объективный фактор. Иногда график так складывается, что район должен быть поближе. Поэтому, исходя из этих вот соображений, и организуем поездки. Но здесь задача, конечно, заключается в том, чтобы по всем районам проехать, и чтобы никто не остался в этой части без внимания. По предприятиям, смотрим, скажем так, самые разные предприятия. На самом деле, разного профиля. А сегодня предприятие посещаем то, с руководителем которого мы встречались в рамках экономического форума в Питере. Договаривались о том, что приедем на это предприятие. Ну и вот, собственно говоря, выезжая в Алексин, пользуясь этим случаем, и заеду на предприятие.
Но ведь каждый глава администрации районной заинтересован в том, чтобы показать Вам свою работу с максимально выгодной стороны. То есть, провезти Вас по дороге, где точно нет ям. Где на обочине скошена трава. Вот как не дать себе показать условные потемкинские деревни?
Это же просто, на самом деле. Можно немножко от маршрута, отклониться и с людьми поговорить. Но, во всяком случае, даже там, где у нас запланированы какие-то посещения, все равно есть люди. Если даже люди смущаются что-то спросить или подойти, то я, как правило, сам заговариваю с людьми для того, чтобы понять, какие у них есть вопросы и проблемы.
Во все времена политики шли по четкой траектории выстроенного образа. Даже появилась вот эта расхожая фраза: "крепкий хозяйственник". Вам предлагали подобную стратегию? Какой образ Вам предложили?
Не было какой-то задачи выстраивать свой образ. Ну, слушайте, меня же многие знают. Поэтому зачем выстраивать какой-то образ? Я такой, фактически, как есть. Основная задача заключается в том, чтобы просто добросовестно делать свою работу. Ну а с точки зрения практики работы в правительстве, она, действительно, во-первых, достаточно уже давняя и долгая, а с другой стороны, такая разноплановая, то есть в разных сферах пришлось поработать. В том числе имел опыт работы главой администрации города Тулы. Кстати говоря, такой опыт, на самом деле, наверное, очень важный и качественный. По той простой причине, что это не отдельное направление. Это, все-таки, столица субъекта, в которой целый сгусток разного рода вопросов. Это и транспорт, и коммунальное хозяйство, уборка снега зимой, уборка, не знаю, пыли, улиц, летом, работа предприятий, малый бизнес, сфера туризма, сосредоточение объектов культуры и так далее, и так далее. Поэтому практика работы в городе, она, конечно, такая была очень полезная.
Это Вы к тому, что Вас трудно обмануть главе?
Это я к тому, что мне, в принципе, по большому счету, понятно, чем живет город, чем живут муниципалитеты, чем живут небольшие населенные пункты. Потому что за период работы поездил достаточно много, а практика работы в городе как раз дала возможность всесторонне посмотреть на то, что беспокоит людей. Поэтому, в сущности, когда говорю, что в целом мне понятно, чем живут люди, какие у них проблемы. И вот ряд тех решений, которые были приняты совсем недавно, они продиктованы именно, как мне кажется, и пониманием, с одной стороны, но и, с другой стороны, запросом от жителей.
Когда Алексей Геннадьевич стал губернатором Тульской области, практически сразу все его начали «провожать» дальше, на повышение. Ну, с периодичностью стала появляться информация, что он то одну должность займет, то другую должность займет. И все думали, кого пришлют вместо него? Вы - уроженец Киреевска. Получается, что за 13 лет Вы первый глава Тульской области из Тульской области. Как Вы считаете, почему Ваша кандидатура была утверждена президентом?
Ну, я думаю, честно говоря, что здесь большую роль сыграл сам Алексей Геннадьевич. Я так думаю, потому что мы с ним работали достаточно долго. Наверное, он такое решение принял, прежде всего, для себя. И, я так думаю, что это была, конечно, его рекомендация. Ну, а потом, наверное, посмотрели мою биографию. И, в конечном счете, такое решение было принято. Мне же трудно рассуждать на эту тему. Как принималось это решение, сказать сложно, но я думаю, что точно не без участия Алексея Геннадьевича.
У Вас достаточно насыщенная биография трудовая. То есть, сначала два высших образования, служба в армии, потом работа топ-менеджером хлебокомбината, потом было министерство сельского хозяйства, потом правительство Тульской области. Тут можно пальцы загибать. Потом глава администрации Тулы, потом вице-губернатор. То есть, Вы работу чиновника видели с разных сторон. Что мешает чиновникам быть эффективными?
Хороший какой вопрос! Я думаю, что та школа, и та биография, которую Вы перечислили, она мне, на сегодняшний момент времени, помогает. Мне кажется, это сформировало какой-то серьезный и житейский, в том числе, опыт и взгляд с разных сторон на жизнь людей, на все происходящее в области. И с точки зрения, как Вы говорите, бизнеса, и с точки зрения работы чиновника. Но самое главное, всегда человек должен оставаться во главе угла. Если мы все этому принципу будем следовать, я думаю, что в нашей работе будет многое получаться лучше, чем порой получается.
А можете, объяснить, что это значит?
А это значит, надо попытаться решать проблему человека и уметь поставить себя на его место. Потому что часто мы общаемся с людьми, слышим их проблему, но не всегда до конца понимаем. Любой человек с каждой маленькой проблемой, когда приходит, понятно, что для него она на сегодняшний момент - самая важная. И это нужно понимать. Ясное дело, что не всегда на это хватает средств, возможностей, еще что-то в этом роде. Но, тем не менее, нужно пытаться находить решение.
То есть Вы хотите искоренить злую поговорку, что для чиновника без бумажки ты - букашка?
Хотелось бы. Если честно, то да.
Со стороны кажется, что кто бы ни пришел на должность главы региона после Алексея Геннадьевича Дюмина, это такая непосильная ноша, потому что задана слишком высокая планка. Но это со стороны так кажется. А как изнутри ощущается?
Планка-то, действительно, высокая. Поэтому не могу сказать, что опасения, но предчувствие неких сравнений, конечно, есть. То, что люди будут сравнивать, люди будут смотреть. Но, на самом деле, это больше бодрит и стимулирует. Потому как работу-то надо делать. И то, что задана высокая планка, это, на самом деле, хорошо. Тем более, я с Алексеем Геннадьевичем отработал все восемь лет, что он работал здесь, в регионе. То есть, по сути дела, в одной команде. Мне были абсолютно понятны те цели и задачи, которые перед нами стоят. Я думаю, что в большинстве случаев мы разделяли способы и решения тех вопросов, которые у нас возникали. Поэтому, с этой точки зрения, как мне кажется, у меня есть такое понимание, что делать дальше. Поэтому, с одной стороны, такого сравнения, наверное, не избежать. И это надо воспринимать, как некую данность. С другой стороны, ведь и стартовать проще. По той простой причине, что за те 8 лет, что Алексей Геннадьевич отработал в регионе, было сделано достаточно много. И на сегодняшний момент времени, вот даже упоминаю «Программу развития 2021-26 г.г.», мы уже подводим промежуточные итоги: работа была проделана колоссальная. Ну и, собственно, нам нужно поддерживать тот темп, который был задан, двигаться дальше, выполнять все то, что было запланировано. Но и, соответственно, вносить коррективы, которые подсказывает жизнь.
Раз Вы 8 лет с ним бок о бок проработали, опять же, при нем Вы были и главой администрации Тулы, и вице-губернатором. То есть, прямо максимальная ротация у Вас была на разных должностях. А главные уроки, какие Вы извлекли из работы с ним?
Я бы сказал так, что, наверное, в первую очередь, это честный и ответственный подход к решению любых вопросов. И вот, кстати говоря, Алексей Геннадьевич был абсолютно заточен на то, чтобы постараться найти решение для каждого человека, который к нему обратился. Это первое. Ну и второе, я думаю, что Алексей Геннадьевич не работал, он больше служил людям. Вот, наверное, такое повседневное служение людям, это основной урок, который я почерпнул от него.
А Вы поэтому каждую неделю стали проводить личные приемы?
Да нет. Наверное, одно с другим как-то прямо не связано. Но это было мое решение.
А почему Вы решили каждую неделю по пятницам проводить личные приемы? До этого такой практики не было. Личные приемы проводились, но не с такой частотой.
Ну, люди мне достаточно много пишут в социальных сетях. Спрашивают, как попасть на прием, можно ли попасть на прием. Я переписываюсь с людьми в социальных сетях. Иногда проще какие-то вопросы решать в очном общении. Поэтому желающих-то много. Область, может быть, и не очень большая, но, тем не менее, жителей-то достаточно много. Поэтому, конечно, люди стремятся попасть на личный прием. Я, по сути дела, просто пытаюсь удовлетворить их желание настолько, насколько мне хватает, конечно, времени.
А Вы сами решаете, кто попадает к Вам на личный прием? Или есть какой-то отбор? Кем он совершается?
Мы практически не фильтруем людей. Мы подходим к этому вопросу по-другому. Хотелось бы, чтобы, как у чиновника было понимание, что он несет персональную ответственность за ту работу, которую выполняет, но и у людей должно быть сформировано понимание, что многие вопросы могут решаться на месте главой администрации, министром и так далее, и так далее. Поэтому важно, чтобы в этом процессе, в процессе общения с людьми участвовали, в том числе, и другие сотрудники правительства Тульской области, и в том числе главы администраций муниципальных образований. Поэтому приемы у нас ведет не только временно исполняющий обязанности губернатора Тульской области. У нас установлен единый день личных приемов для глав администраций муниципальных образований. В еженедельном режиме у нас ведут прием руководители органов исполнительной власти. Именно по той простой причине, что большая часть вопросов может решаться на этих уровнях. Конечно, бывают ситуации какие-то сложные, вот тогда они появляются, допустим, у меня на рассмотрении.
Вы когда-то в кулуарной беседе сказали, что, будучи главой администрации Тулы, действительно, сами по вечерам сидели в своей странице «Вконтакте» и отвечали на сообщения людей. Сейчас Вы говорите снова, что Вы читаете, что Вам пишут в соцсетях. Вы по-прежнему сами ведете свою страницу «Вконтакте»?
По-прежнему сам веду страницу и, при всем при этом, так же вечерами. Пишу людям, мне кажется, бужу кого-то на самом деле, потому что это бывает достаточно поздно. В течение дня отвечать практически не удается. Иногда это только, когда идешь или когда едешь, допустим, в машине. Тогда еще какие-то промежуточные ответы я могу давать. Или на вопросы относительно простые, несложные. А преимущественно, конечно, отвечаю в нерабочее время, уже вечером, достаточно поздно. Я бы даже сказал, что ночью. Есть ощущение, что я где-то промахиваюсь, потому что приходится все сообщения пролистывать, просматривать: кому ответил, кому не ответил. Поэтому приношу извинения, если вдруг где-то кого-то пропустил.
А Вы это делаете сами для того, чтобы взгляд не замылился? Чтобы иметь какую-то вторую точку зрения на обстановку в Тульской области? Просто, почему сам-то?
Ну, практика была заведена в период, когда я работал главой администрации города Тулы, и изменить ее достаточно сложно. Ты, во-первых, сам привыкаешь к такому прямому общению с людьми. Пусть оно не очное, но, тем не менее, оно прямое. Когда люди пишут не в личные сообщения, я им, соответственно, в личных же сообщениях отвечаю. И во-вторых, сложно теперь отказать людям в этом. Потому что раньше они имели такую возможность, а сейчас их лишить такой возможности? Как-то мне это с трудом дается. Вот не получилось пока.
Вы поэтому заставили всех чиновников правительства Тульской области завести свою страницу «Вконтакте»? Потому что сейчас ее массово завели в себе все. Потому что сами отвечаете по ночам, пусть и они отвечают?
Я на самом деле к этому вопросу отношусь чуть более сдержанно, наверное, в оценках. Потому что, как мне кажется, никакой революции я в этом вопросе не совершил. Дело в том, что аккаунты, они же работали. Но просто, когда человек пишет, допустим, высшему должностному лицу, он понимает, что в данном случае, вот сейчас в этом моменте, он пишет Миляеву. А у нас были аккаунты общие. Состояли из словосочетания. Например, «администрация Киреевского района», «администрация Одоевского района». И когда Вы пишете, допустим, в комментариях к какому-то посту моему свои замечания, вопросы, пожелания, критику и так далее, а Вам вдруг отвечает администрация Киреевского района, я думаю, Вы с трудом понимаете, кто это. Поэтому, по сути дела, личные страницы появились и у глав администраций, и, собственно, у министров именно для того, чтобы они тоже находились в живом прямом общении с людьми.
А отвечать по-другому они будут? Вы как-то их забрифовали, как по-человечески еще ответить?
Я надеюсь, что, конечно, будут. Потому что для меня, например, вот эта переписка, она, по большому счету, носит, как Вам сказать (обращений, конечно, стало больше), но она носит упрощенный, в сущности, характер. Мы же не пишем здесь монументальных писем друг другу и так дальше. Порой мои ответы короче, чем сообщение человека, который ко мне обращается. И написаны они максимально простым, понятным языком. Что и прошу от всех своих коллег.
О чем Вам пишут люди в соцсетях? О чем Вас просят чаще всего?
Вы знаете, на самом деле это преимущественно локальные вопросы. Они могут касаться ремонта многоквартирного дома, состояния контейнерных площадок, еще каких-то вещей, абсолютно приближенных к органам местного самоуправления. Вот когда задают мне вопрос по социальным сетям, и так дальше, я и говорю о том, что важно, чтобы главы администраций все-таки чаще общались с людьми. Потому что многие вопросы, ну знаете, порой ощущаешь себя даже почтальоном, потому что получаешь какой-то небольшой в сущности вопрос, который неизбежно возможно решить на местном уровне, а он прилетает ко мне, и я соответственно подключаю главу администрации, и он начинает разбираться. То есть в какой-то степени я выполняю функцию почтальона в данном конкретном случае. Конечно, есть вещи, на которые просто не хватает денег в муниципалитетах. Это тоже надо признать. Где-то, безусловно, нужна финансовая помощь. Но, тем не менее, каких-то вот глобальных запросов:запросы были на ремонт стадионов из нескольких муниципальных образований, запросы по придомовым территориям. Часто пишут, скажем так, жены участников специальной военной операции, сами ребята иногда пишут, как правило, не всегда понимают те меры поддержки, которые мы набили у себя в регионе. В части улучшения жилищных условий, потому что, с моей точки зрения, это важная история. Мы ее не мониторили по всей стране, но мне кажется, что мы, наверное, один из немногих регионов, которые хоть как-то пытаются решать этот вопрос. И я вот еще раз произнесу, если позволите, эти категории. Это ребята, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Это молодые семьи, которые нуждаются в улучшении жилищных условий. Это ребята из числа детей-сирот. Ну что греха таить, очередь на предоставление жилья детям-сиротам существует, хоть ее и не должно быть. Но, по факту, она, к сожалению, есть. И средств не хватает, чтобы решить в моменте этот вопрос. Опять же мы эту категорию выделили отдельно. И, соответственно, расселение из аварийного фонда в первоочередном порядке участников СВО и членов их семей. Не всегда у людей есть понимание, и не всегда, в том числе, и мы даем квалифицированные качественные консультации на эту тему. По линии, например, социальной защиты. Поэтому мы договорились о том, что нам министерство правовое проведет соответствующие консультации - такое обучение по правоприменению этих нормативных актов. Поэтому вот такие вопросы, они не носят какого-то глобального характера. Транспортные вопросы. Очень много идет транспортных вопросов по городу Туле, в частности. Меньше, кстати говоря, по межмуниципальным перевозкам. А Тулу, конечно, транспортным вопросом трясет, откровенно говоря. Ну и состояние, конечно, дорог. И сельские дороги, о том, что невозможно проехать. Особенно много людей присылают фотографии о том, что в распутицу там происходит и так дальше. Ну и вопросы жилищно-коммунального хозяйства. О том, что у нас где-то были перебои, где-то аварии, где-то некачественная вода, где-то падение напора, особенно в условиях жаркой погоды, особенно в населенных пунктах, где много воды идет на полив. Ну вот такого вот плана идут обращения.
А Вы берете на карандаш глав районов, откуда приходит больше всего жалоб? Ведь не должен губернатор заниматься латанием крыш или подвала.
Вот тут-то и вопрос-то в чем? Ну, конечно, мы все обращения на самом деле фиксируем. В том числе те, которые приходят по линии социальных сетей. Для того, чтобы ничего не потерять. Может быть, где-то какие-то у нас есть огрехи. Но я всегда людям говорю, что если даже вдруг я где-то там что-то упустил, вы не постесняйтесь напомнить. Потому что если это происходит, это точно не по злому умыслу, что я хотел кого-то проигнорировать. Какие-то нюансы всегда могут быть, тем более, что это все-таки средство оперативного такого взаимодействия. И в большом потоке этих обращений можно что-то там где-то упустить. Поэтому по главам мы, конечно, тоже эту историю анализируем для себя, где и как они отрабатывают. Могу сказать, что есть главы администраций, которые, на мой взгляд, сегодня отрабатывают эту историю более качественно. Есть те, которые - менее качественно. Некоторых есть, за что похвалить. Некоторых есть, за что, скажем так, покритиковать. Но вот, возвращаясь опять же к теме своих личных приемов и личных приемов глав администраций, чтобы больше было общения, чтобы больше вопросов решалось на местах. И людей хочется, извините, слово, наверное, не очень удачное и, может, не всем понравится, но приучить решать свои вопросы, которые возникают, на местном уровне, с министрами и так далее. В конечном счете, каждый занимает какую-то определенную позицию с определенным набором компетенций, функций, полномочий и так далее, и тому подобное. Задавая людям вопрос: обращались ли, например, в Государственную жилищную инспекцию, обращались ли к главе администрации, очень часто получаешь ответ «нет». То есть это прямо первый выстрел, сразу Миляеву.
Ну это же от недоверия к местной власти.
Возможно. А вот и надо восстанавливать это доверие, в конечном счете. Ради этого и пытаемся всю эту историю как-то систематизировать, и в части ведения собственных аккаунтов, и в части именно именных аккаунтов. Это не самоцель, если все работает хорошо, и слава Богу. Но, как показывает практика, все-таки где-то не хватает людям общения. И личные приемы главами администраций, еженедельные личные приемы министрами… Говорят, ну ты же все равно не сможешь всех принять. Ну, конечно, не могу всех принять. Мы не фильтруем людей, нравится или не нравится вопрос. Но, тем не менее, когда сегодня люди, например, звонят на «горячую линию» и просятся на запись к руководителю региона, с ними все равно проводят беседу. Спрашивают, какой вопрос, соотносят этот вопрос с теми компетенциями, у кого они находятся: обращались, пытались ли там решить и так далее. И я могу сказать так, что многие люди, которые первоначально обращаются с просьбой, чтобы я их принял, удовлетворяются тем, что они идут к главе администрации, к министру и так далее. Ну особенно там и тогда, конечно, когда вопрос решается.
А Вы из-за завала сообщений Вам лично в соцсети решили чиновникам публично напомнить о персональной ответственности? Они и так ее несут. Почему Вы решили в такой форме это сделать?
Ну, вот именно для того, чтобы еще раз подчеркнуть важность общения с людьми и важность поиска решений тех или иных проблем. Люди, кстати говоря, во многих вещах относятся с пониманием к тому, что не все можно сделать сразу. Но когда мы на трех листах присылаем письмо со ссылками на все нормативные документы и так далее, его пока дочитаешь, забываешь, с чего начинаешь. Они же сложные, с точки зрения конструкции. Или просто письмо, в котором несколько строк написано о том, что учтем при будущих планированиях. Ну трудно человеку понять, что такое будущие периоды планирования и так далее, и так далее. Я в своих ответах пишу просто. Как пример, могу написать «Извините, уже и сезон уже ушел, и средств уже нет. В этом году не сделаем…» Но если понимаю, что сделаем, там, дорогу, отщебеним весной, то к этому вопросу вернемся, сделаем.
А что Вы не простите чиновникам? Если убрать коррупционную составляющую за скобки, за что Вы можете освободить от должности?
Ну, у меня больше всего, есть такая фраза – «разрушает нервную систему», наверное, безразличие. Вот когда ты понимаешь, что человек способен решить вопрос, и для этого не нужно огромного количества средств, а просто нужно желание. Вот, если честно, в такие моменты, ну, как сказать, испытываешь некое разочарование.
Мы с Вами уже находимся в Алексине, где у Вас была рабочая поездка. И мы наблюдали со стороны, как Вы обходите объекты, и около Вас очень много чиновников. А зачем такое количество?
Ну, не так много. Я, честно говоря, не пересчитывал. Но, на самом деле, мы исходим из того, что приблизительно же, все-таки, понимаем, какие вопросы. И это для того, чтобы, во-первых, оперативнее реагировать на какие-то вещи. Какие-то проблемы можно решить здесь, на месте и даже их обсудить в таком рабочем формате. И зачастую это, на самом деле, даже удается. Поэтому это не вопрос, извините за слово, «свиты». Это больше вопрос такого реального общения с людьми, не только моего. Потому что все в голову вложить достаточно трудно, и чтобы каждый раз не отвечать «возьмем в проработку». Иногда профильный министр, соответственно, может дать полновесный ответ на тот вопрос, который поставлен. Ну и, в то же время, еще раз подчеркну, решить какие-то вещи на месте.
А мы еще видели, что к Вам подходили люди. О чем-то Вас спрашивали. Как правило, с чем к Вам подходят люди на улице? То есть мы поняли: соцсети - это более личный вопрос, частный. А на улице?
Да и на улице та же самая история: где-то дороги, где-то лавочка, где-то тротуарчик, где-то еще что-то в этом роде. То есть, как правило, человек живет на определенной территории и, конечно, заинтересован всегда в том, чтобы на ней было максимально красиво, комфортно, уютно и так далее. Поэтому, как правило, вопросы пересекаются. Они пересекаются в письменных обращениях, которые к нам приходят в личных сообщениях, в социальных сетях, на личных встречах с жителями, на случайных вот таких встречах и так далее. То есть это примерно однопорядкового уровня вопросы.
Но у вас с собой не было никакой бумажечки и ручечки…
Я по секрету скажу, что есть человек, который все это фиксирует, все вопросы. И мы их все, соответственно, погружаем потом в специальный документ, перечень поручений и так далее.
А вот здесь вопрос. Одно дело, он написал Вам. Вы четко понимаете: вот есть, условно, Алексей Иванов, вот его контакт, телефон. А здесь какой-то человек. Он ошибся в циферке, ошибся в фамилии. Как здесь контролировать исполнение поручений?
Ну, здесь же, на самом деле, мы всегда составляем этот текст. Он верифицируется. Потом я его, в конечном счете, подписываю. То есть, все, о чем мы поговорили, это потом превращается в документ за моей подписью. И, соответственно, это становится на контроль, и контроль обеспечивается достаточно системно.
Известно уже, что Вы не опаздываете. Вы пунктуальны. То есть вот эта история, что начальство не опаздывает, а задерживается, она явно не про Вас. То есть любой журналист сейчас может это подтвердить. Это Вы решили быть таким, или это черта характера?
Да нет, я думаю, что это черта характера. Ну, и так мне удобнее работать. Во-первых, это уважение к людям. А во-вторых, если ты планируешь свой график, ты, собственно говоря, в нем тогда и живешь. И вот минимум отклонений позволяет сделать максимум.
Мы знаем Ваш профессиональный путь, но не знаем, кто Вы. Кроме того, что Вы родились в Киреевске, получили два высших образования, у Вас очень насыщенная была карьера, разная карьера. Вы много разных постов занимали. А вот кто Вы? Кто Ваши родители? Чем Вы увлекались в детстве?
Мои родители, как это раньше принято было говорить, из рабоче-крестьянской семьи. Рабочие. Папа работал на шахте. Мама работала всю жизнь на заводе. Тульский завод металлоконструкций. Так он тогда назывался. Отработала достаточно много лет. Бессменно работала в отделе технического контроля мастером, старшим мастером. Поэтому, с этой точки зрения, совершенно обычная биография. Мама как жила в Киреевске, так и живет. Папы нет на сегодня. Ну вот. А так, кто я? Кто я? Хороший вопрос.
Ну вот, допустим, почему у Вас два высших образования? Вы же сначала решили с педагогикой связать свою жизнь?
Это было, знаете, юношеское мытарство. У меня, вообще, исходно (тогда только пошла профилизация в старших классах школ), и я первично пошел, на самом деле, в инженерно-технический класс. Но потом решил, что, наверно, это все-таки не мое. И посередине 10-го класса я перевелся в класс педагогический. При всем при этом, не могу сказать, что я стремился стать учителем. Как-то профессия юриста меня привлекала больше. Но лень, видимо, сделала свое дело. Тогда же, когда началась профилизация, появились, так называемые, подготовительные курсы при институтах. Вот и я, конечно, пошел учиться на этих подготовительных курсах. Я не помню, сколько это продолжалось. Но это было в течение 11-го класса. У нас было небольшое количество человек, 13-15 училось в этой группе. Некоторые преподаватели потом преподавали у меня, которые преподавали на этих курсах. И у нас был пробный экзамен. Тогда на экзамене тянули билеты, как кому повезло, и все прочее в этом роде. У нас был пробный экзамен в мае. Я еще школу даже не закончил, а пробный экзамен на поступление в институт уже был. И я набрал определенное количество баллов, и мне экзаменационная комиссия сказала о том, что Вам достаточно баллов для того, чтобы быть зачисленным в институт. Таким образом я в институт, по сути дела, де-факто, поступил в мае. А экзамены все сдавали вступительные в июле. И у меня было стремление, а не пойти ли мне в школу милиции? Тогда она у нас была на проспекте Ленина, если помните. Но лень, сделала свое дело. Я все лето благополучно отдыхал, пока люди готовились к экзаменам. Так я поступил в педагогический университет. Но мне была близкая история и все прочее в этом роде. Не то, что безысходность, вот такой хаотичный, но выбор какого-то пути. И мы жили в тот период времени, как Вам сказать, меня спрашивают, почему именно тульский, например, а не московский вуз? Да мысли вообще даже не возникало. У меня, парня из Киреевска, вообще, не возникало мысли ехать куда-то учиться в Москву и так далее. Вот было два базовых вуза, еще школа милиции, из которых я выбрал то, что вот выбрал на тот момент времени. Поэтому как-то так. Ну а потом все-таки получил то самое юридическое образование. Уже, правда, в заочном режиме. Но, тем не менее, о котором мысли мои периодически, видимо, возвращались. Но судьба все разложила, все равно, иначе. Когда я стал руководителем на предприятии, я ощутил нехватку технического образования. Поэтому приходилось как-то всю эту историю познавать, может быть, не до глубин, но, тем не менее. Это же все-таки железо, это оборудование, это технологические процессы и так далее, и так далее. Поэтому приходилось во все это вникать и все прочее в этом роде. Поэтому как-то так.
А Вы юношей были авантюристом или максимально рассудительным?
Нет, я был примерный, наверное, в большей степени. Ну, наверное, в старших классах я был чуть менее примерный, чем в начальной школе. Но, тем не менее, я был достаточно, мне кажется, ровный всегда. Мама мне говорила, когда я шел в школу, в первый класс, я, в принципе, был готов к первому классу. В принципе, был готов идти и во второй. Но не было такой практики сразу брать во второй. Я умел читать, помнил таблицу умножения, еще что-то, и так далее, и так далее. Нас же учили всех вот так держать руки тогда на парках. Когда ты не пишешь и слушаешь учителя. Маму в школу вызывала учительница и спрашивала: ребенок нормальный? Он, говорит, все время сидит вот так. И как я хожу, вот так вот глазами за мной, не отрываясь, наблюдает. В начальной школе я был примерный. Ну, носился, конечно, бегал, как все дети. Но я не был авантюрным хулиганом. Никакой интриги тут нет, на самом деле, в моей биографии.
По ощущениям, что в Вашей жизни изменилось? Ведь теперь Вы руководитель над теми людьми, с кем Вы были в линейных отношениях.
Знаете, я могу сказать так. Вот, с моей точки зрения, становиться руководителем в своем коллективе всегда сложнее, чем приходить откуда-то извне. Но это мое субъективное впечатление. Оно связано не с текущим моментом, абсолютно нет, поскольку из кабинета в кабинет я переезжал за эти 13 с лишним лет достаточно много. Да и позиции занимал разные. Поэтому как-то общение, на самом деле, сложилось. Не могу сказать, что я испытываю какой-то дискомфорт, и наши отношения с коллегами приобрели деструктивный характер, нет. Но, тем не менее, в моей жизни был опыт, когда я работал на предприятии. Здесь, в Туле. Я работал на нем 10 лет. Приходил, по сути дела, простым специалистом и потом дослужился до уровня генерального директора. Там были, наверное, какие-то определенные нюансы. Может быть, сложности. Даже, скорее, сложности в восприятии самого себя по отношению к тем людям, с которыми ты вчера общался, скажем так, в более неформальной обстановке. Но это еще и какое-то отсутствие опыта. На самом деле, в тот период времени все-таки я был достаточно молод. Тогда и не хватало, наверное, еще какой-то практики. Сегодня какого-то дискомфорта я не испытываю. Надеюсь, что коллеги по правительству его не испытывают тоже.
А нет такого, что раньше человек как-то скептически был к Вам настроен, а теперь, когда Вы стали де-юре его начальником, говорит так «Здравствуйте, здравствуйте».
Да нет, на самом деле я бы не сказал, что вот такие вещи имеют место быть. Мы работаем со многими, на самом деле, уже достаточно давно. Все друг друга, так или иначе, знаем. Кто на что способен, у кого какие особенности, недостатки. Понятное дело, что все эти оценки исключительно субъективны. Каждый человек по-своему воспринимает другого человека. Но, тем не менее, у нас вполне ровные рабочие взаимоотношения со всеми.
А с бытовой точки зрения? Вот раньше, например, я Вас встречала в супермаркете по выходным, в большом.
Я могу сказать так, что я и сейчас грешу тем, что все-таки хожу в магазин. Но, правда, это бывает редко по той простой причине, что времени просто не остается. Жизнь критично, вроде бы, не изменилась. Но, тем не менее, как-то ответственности больше, времени меньше. Поэтому вот в бытовом плане я практически оторванный от такой вот жизни на сегодняшний день.
Вы инициировали обсуждение обновленной программы развития Тульской области до 2030 года. А каких предложений Вы ждете от туляков? Это прорывные идеи или Вы просто хотите понять срез, а что нужно людям?
В первую очередь, конечно, все равно уточнить срез - то, что важно для людей на данный момент времени, и посмотреть это, в том числе и в разрезе муниципалитетов. То есть, мы все прекрасно понимаем, что есть сегодня достаточно много проблем в жилищно-коммунальном хозяйстве. Есть проблемы с работой транспорта. Есть проблемы в доступности небольших сельских населенных пунктов с точки зрения отсутствия или крайне изношенной дорожной инфраструктуры. Это те вопросы, которые, наверняка, беспокоят всех. Это вопросы досуга, отсутствия каких-то учреждений в небольших населенных пунктах и так далее. Это беспокоит, как правило, всех. Но, тем не менее, от муниципалитета к муниципалитету могут быть какие-то определенные нюансы. И нам важно расставить приоритеты, опять же, исходя из наших бюджетных возможностей и с точки зрения направления приложения усилий и средств, и с точки зрения приложения их именно в разрезе того или иного муниципалитета.
А допустим, я живу в Кимовске или в Новомосковске, не важно. У меня есть идея. А кто решит, достойна ли она того, чтобы ее обсуждать?
Любая идея достойна сама по себе. Любые предложения, которые будут поступать, мы, конечно, будем собирать, аккумулировать, анализировать. И, собственно говоря, здесь, наверное, вопрос даже не в достоинстве или не достоинстве той или иной идеи, а в достаточности возможностей решить тот или иной вопрос в моменте, либо спланировать его на более поздний срок. Мы планируем программу до 2030 года, соответственно, максимально постараемся учесть те пожелания, которые от жителей будут. Ну вот мы сегодня решили историю с ремонтом старых советских стадионов. Ну, казалось бы, забытая инфраструктура, нужна ли она? Но вот, как показывает практика и запросы от людей, она все-таки нужна. Открытая площадка, большая, для проведения тренировок, просто каких-то матчей и так далее, и так далее. Людям это интересно. Посмотрев по сельским населенным пунктам, видим, что все-таки есть запрос на учреждения культуры. Пусть это модульные, пусть небольшие какие-то учреждения появятся, но, тем не менее, это то, что необходимо людям. Не всегда наездишься в районные центры или еще куда-то. Потому что это нам так кажется, что все недалеко, но, тем не менее, всегда лучше, когда это есть где-то рядом. Опять же, вопрос, который касается первоочередных вещей на придомовых территориях и многоквартирных домах. То, что мы обсуждали. Вроде бы звучит мелко, но, кстати говоря, очень важно, когда люди оказываются без газа. Те же самые головки домоходов, те же самые огромные ямы в дворе… Да, есть программа «Формирование современной городской среды». Да, есть программа «Народный бюджет». Но мы же понимаем объективно, что все равно не все проходят конкурсные этапы. А есть такие совсем уж критически запущенные территории, которые нужно приводить в порядок. Плюс, мне кажется, например, важная тема, это все-таки тема сельских дорог. Я далек от мысли, конечно, что мы по всем сельским населенным пунктам (даже в муниципальном образовании город Тула сельских населенных пунктов свыше 240, не говоря уже про всю область), я далек от мысли, что мы сумеем это все заасфальтировать, сделать идеально и так далее, и так далее. Но, во всяком случае, обеспечить проезжее состояние, чтобы могла проехать карета скорой медицинской помощи, проехать пожарная машина да и, собственно говоря, сами граждане могли добраться до этих населенных пунктов, конечно, это нужно делать. Этим нужно заниматься. Где-то это элементарное грейдирование, где-то нужно все-таки щебенить эти дороги. То есть подумаем, как двигаться дальше, но работать в этом направлении надо.
- Вы знаете, я вот иногда привожу пример, что такое бюджет. Вот он есть в каждой семье. Он формируется из заработной платы, допустим, супругов. Может быть, какой-то помощи от бабушек, дедушек, не знаю, каких-то пособий и так далее, и так далее. В итоге складывается какая-то определенная сумма, и семья принимает решение, как ее расходовать. Есть какие-то обязательные расходы, без которых невозможно обойтись. А есть те, которые могут потерпеть. И вот в моменте семья определяется, что купить сегодня. Допустим, поехать ли отдыхать, либо купить какие-то вещи и так далее, и так далее. Он такой простой примитивный пример, но то же самое с бюджетом региональным. На самом деле, опять же, он формируется за счет тех налоговых поступлений, которые есть, безвозмездных поступлений, поступлений из федерального бюджета. В итоге складывается некая такая сумма, кубышка, которую нужно правильно, максимально эффективно потом распределить. Поэтому самое-то важное понять, что для людей сегодня является наиболее значимой проблемой, какая проблема затрагивает наибольшее количество людей. И именно туда направлять усилия, не забывая, конечно, и другие направления. Но, тем не менее, вот это рациональное распределение средств бюджета, оно, конечно, будет во многом зависеть, в том числе, от жителей Тульской области.
Алексей Дюмин анонсировал масштабные проекты. Это строительство третьей очереди Восточного обвода. Это перенос Ваныкинской больницы на Восточный обвод. А что теперь будет с этими проектами?
В наших планах, конечно, продолжать эту историю, потому что проекты действительно важные и знаковые для региона. По больнице скорой медицинской помощи мы сейчас в работе с федеральными коллегами, планируем приступать и заниматься проектированием. Проектирование будет осуществляться за счет регионального бюджета. Федеральное финансирование пока не подтверждено окончательно, но, тем не менее, работу мы в этой части ведем. Потому что проект очень объемный, очень важный и в то же время очень дорогой. Поэтому рассчитываем на то, что все-таки будет окончательно поддержан проект. И эта поддержка, которая вроде бы есть сегодня, мы понимаем, будет подтверждена необходимым финансированием. А в плане развития дорожной инфраструктуры, могу сказать так, что, например, Калужское шоссе, Восточный обвод, мы фактически речь об этом вели еще, когда я был главой администрации города Тулы, у нас готовые есть проекты. Вот крайний раз, когда был визит в Тульскую область заместителя председателя правительства Хуснуллина Марата Шакирзяновича, мы как раз эти проекты тоже обсуждали. Потому что проектная документация готова, но тоже очень емкие финансовые проекты. Во всяком случае договорились о том, что он дал соответствующие поручения о том, что в ближайший пятилетний план эти объекты будут включены. Это касается Восточного обвода. Это касается расширения Калужского шоссе. Плюс мы с ним обсуждали еще проект Тульско-Новомосковской агломерации, это дорога Тула – Новомосковск. Поэтому рассчитываем на то, что вот эти проекты нам тоже удастся сдюжить, извините за слово, и двинуть вперед. Потому что для Тулы, на самом деле, это очень важные проекты, по одной простой причине, если Вы обратили внимание, то с какой стороны в город Тулу ни въезжай, у нас очень узкие и очень некомфортные именно въезды в столицу. Даже в Туле проще двигаться, чем, на самом деле, на въезд или на выезд. Поэтому решать эти вопросы, безусловно, надо. Поэтому все эти проекты у нас находятся на контроле, находятся в работе. И очень хочется довести их до конца, не только потому, что это преемственность, но и потому, что в реальности это, действительно, важно.
Два месяца Вы - временно исполняющий обязанности губернатора Тульской области. С одной стороны, конечно, ну что такое два месяца? С другой стороны, это уже два месяца. Ваше главное достижение, с Вашей точки зрения, за эти два месяца как можно сформулировать? Какое оно?
Я думаю, что, если честно признаться, я пока подвигов не совершил. Поэтому я, скажем так, более комплексно смотрю на ситуацию, как она у нас в регионе развивается. Это не подвиги, не победы, но, мне кажется, это были достаточно правильные и взвешенные решения, которые я уже называл. Это то, что касается сельских клубов. Это то, что касается ремонта спортивной инфраструктуры. Это то, что касается оказания людям помощи в части ремонта первоочередных работ на придомовых территориях и, конечно, постепенное расширение мер поддержки участников специальной военной операции, в том числе в жилищных вопросах.
Но ведь здесь многие могут сказать, особенно на сравнении, что можно же начать красиво, с масштабного проекта. Чтобы все сказали «Вау!». А здесь как-то идет точечно: да, вот советские стадионы. Кто мог вообще про них вспомнить, про советские стадионы? Сразу в село, в сельские клубы. То есть такая работа, как минимум, необычная.
Вы знаете, вот я уже об этом говорил, отвечая на Ваши вопросы. Но могу сказать так. Я сам человек, родившийся в районе, я понимаю, что вокруг одного районного центра много сельских населенных пунктов. И они, конечно, нуждаются во внимание. В муниципалитетах сделано очень много за последние годы. Построены спортивные объекты, отремонтированы клубы, усадьбы, музеи работают региональные, и муниципальные и так далее, и так далее. Но как раз остался все равно еще большой комплекс вопросов, которые интересуют людей, которые живут на селе. Мы все говорим, давайте село сохранять. Но чтобы его сохранять, все-таки мы должны ему помогать сохраняться. Поэтому вот в этом направлении и пошел. Мне кажется, что многих это беспокоит на сегодняшний момент времени. И даже применительно к Туле то, о чем я говорил, - свыше 240 сельских населенных пунктов только в одном округе. Я могу Вам сказать так, что если мы вернемся назад в историю, когда принималось решение о вхождении в округ Ленинского района, о создании Большой Тулы, то (я боюсь ошибиться в цифрах) в девять с лишним раз выросла территория муниципального образования. А населения прибавилось всего 50 тысяч, если память мне не изменяет. То есть колоссальная нагрузка легла в тот период времени на администрацию города по обслуживанию этих территорий. И если мы с Вами сегодня возьмем такую «материковую» Тулу, это одна история. Если мы с Вами возьмем Большую Тулу, это другая история. Это проблема с электричеством, с надежностью, о чем мы говорили, кстати, с руководителем Россетей в Центральном федеральном округе, о необходимости реализации более интенсивных мероприятий именно по повышению надежности электроснабжения. Потому что Ленинский район у нас регулярно отключается - ветер, дождь, снег и так далее. Любое отклонение погодных условий от таких, как сегодня, влечет за собой эти отключения. Это работа общественного транспорта там. Это, опять же, состояние уличной дорожной сети. Вот и все ответы на вопросы.
Это первое интервью главы региона с момента назначения врио Губернатора в мае 2024 года. Дмитрий Миляев занял пост после перехода Алексея Дюмина на работу в должности помощника Президента России Владимира Путина.
Просмотреть интервью Дмитрия Миляева в программе "Лица" на телеканале "Первый Тульский" можно на нашем сайте, а также в паблике сообщества в социальной сети "Вконтакте".