
В 2022 году Роспотребнадзор отсудил в пользу туляков почти 1,5 млн рублей. При этом по вопросам оказания финансовых услуг надзорное ведомство рассмотрело 730 обращений граждан (в том числе 188 письменных), что составило 6% от общего количества поступивших жалоб в сфере защиты прав потребителей.
Чаще всего заявители жаловались на навязывание дополнительных услуг без согласия потребителя, блокировку банковских карт; пропажу денег со счета, взыскание задолженности, нарушение при обращении с персональными данными.
Помимо этого, поводом для обращений стало отсутствие необходимых сведений и документов, введение в заблуждение относительно потребительских свойств финансового продукта, реализация сложных инвестиционных продуктов и т. п.; плохое качество обслуживания, невыдача документов, нарушение сроков оказания услуг и выплат.
Во всех случаях сотрудники Роспотребнадзора дали разъяснения по конкретной ситуации.
В результате рассмотрения жалоб банковским, страховым и микрофинансовым организациям было объявлено 22 предостережения. Кроме того, подано 2 исковых заявления, дано 22 заключения в судах. По рассмотренным и удовлетворенным 14 искам в пользу потребителей присуждены в общем 1,4 миллиона рублей.
В качестве примера Роспотребнадзор привел ситуацию одного из потребителей, который пожаловался на нарушение его прав со стороны АО «Россельхозбанк» и ООО «РСХБ-Страхование жизни» при заключении договора инвестиционного страхования. Было установлено, что ООО «РСХБ – Страхование жизни» включило в Договор, уменьшение «периода охлаждения»; а «Россельхозбанк» не проинформировал потребителя о том, что банк действует в качестве агента и оформляет договор страхования. Помимо этого, был нарушен порядок списания средств.
Однако в связи с истечением срока давности финансовые организации не могли быть привлечены к ответственности. В то же время суд признал договор инвестиционного страхования с ООО «РСХБ-Страхование жизни» недействительным, и в пользу потребителя присудили полмиллиона рублей. Их должны взыскать со страховой компании. Кроме того, «Россельхозбанк» заплатит клиенту 5 тысяч рублей в качестве компенсации морального вреда.
Страховщики и банкиры хотели оспорить это решение, но безрезультатно.
Ведомство обращает внимание туляков, что они могут получить консультации по любым вопросам в области финансовой деятельности по телефону горячей линии, в общественной приемной, в консультационном центре и пунктах ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тульской области», в отделениях МФЦ.
Так, за год к специалистам обратились 542 человека, 77 из них получили помощь в суде.