
Обычно – этот зал музея «мотоавтоарт» – скрыт от глаз посетителей. Хотя именно здесь – восстанавливают и снова ставят на колеса будущие экспонаты. Хозяин коллекции – Леонид Зякин – объясняет это просто – хочет показывать гостям уже готовую технику. Но для нашей съемочной группы – сделали исключение. Потому что в руки владельца музея и его сотрудников – попали по-настоящему редкие экземпляры. Это кроссовые – то есть спортивные – ИЖ Ш-12 и ИЖ -350 – легенды отечественных мотогонок – второй половины 20 века. В мастерскую их привезли – с коррозией и без деталей. Что-то найти удалось, а вот бензобак пришлось варить самостоятельно – ведь запчасти на такие модели – просто не найти.
Именно такие мотоциклы – участвовали в международных мотогонках – в том числе и в Туле. Кроссовые мотоциклы от обычных отличаются шинами с более глубоким протектором – для бездорожья, легкой рамой, чтобы выдерживала удары при падении и меньшим объемом бака – для коротких заездов. Но были и так называемые многодневные кроссовики – для более длинных маршрутов. Детали у них маркировалии в случае поломки – по этим деталям – выписывали штрафные очки. А еще на таких мотоциклах до сих пор играют в футбол.
В середине – второй половине 20 века – трендсеттерами советского мотопроизводства были Ижевский, Ковровский и Минский заводы. Одно время кроссовые мотоциклы выпускали и в оружейной столице – на Туламашзаводе. Но сведали только 200 экземпляров. Руководство посчитало мотоциклы непрофильной техникой и производство свернули. Зато экспериментальным моделям успели дать интересные прозвища: Аллигатор, Дракон – за внешнее сходство, дельфин и пчела. А еще – Чебурашка – скорее всего по сочетание цветов – оранжевый и коричневый.
В коллекции музея «МотоАвтоАрт» – более 50 экземпляров кроссовых мотоциклов. А скоро к ним добавятся еще и те, что сейчас стоят в мастерской. До конца года – владелец музея Леонид Зякин планирует завершить их ремонт. А затем приступит к новым проектам – на очереди восстановление английского мотоцикла, который СССР получи по ленд-лизу и два немецких – которые использовали солдаты вермахта.