
Это макет водоприводного рычажного молота – уменьшенная в 10 раз копия устройства 17 века. Такие использовали для ковки железа и обработки руды. Для того времени приспособление было новаторским. Ведь один такой молот мог заменить сразу 10 рабочих. А работал по принципу водяной мельницы – вода раскручивала колесо и приводила в движение молот. На тульском заводе новую технологию одним из первых ввел Никита Антюфеев, больше известный как Никита Демидов. Обычный подмастерье оружейника сначала открыл свою небольшую мастерскую. И меньше чем за 20 лет полностью захватил перспективный металлургический рынок.
Один из первых металлургических заводов в России Демидов построил именно в Туле. Помог в этом Пётр Первый. По одной версии мастер изготовил точную копию немецкого пистолета для сподвижника императора. По другой - взял сложный заказ - и изготовил 300 ружей по западному образцу. В итоге умелому мастеру Петр Первый отписал казенные земли под Тулой, а позже и на Урале. Именно там империя Демидовых расцвела. В 1720-е годы в России было всего двадцать металлургических заводов. И восемь из них принадлежали Демидову, который на удивление многих при этом был абсолютно безграмотным.
Вскоре Никита Демидов стал единственным поставщиком железа, якорей и пушек для русского флота. Из демидовского чугуна изготовлены трубы для знаменитых фонтанов Петергофа и Летнего сада Петербурга. Кстати, крышу Вестминстерского дворца в Лондоне покрыли уральским кровельным демидовским железом. А металлические детали и заклёпки Эйфелевой башни, произведённые на уральских заводах, позволили башне простоять более 100 лет.
В итоге Никита Демидов – кузнец из Тулы - стал родоначальником самой известной династии металлургов в России. Память об этом хранят в единственном в стране историко-мемориальном музее Демидовых.