За ночь туляк Павел Ткаченко превратился из состоятельного человека в бедняка. Ложился спать, когда на его счету был вклад в полмиллиона рублей. Проснулся - практически на нуле. Всё началось со звонка от несуществующего соцработника. Тот пообещал прибавку к пенсии. Только нужно оформить карту "Мир" в банке. Причем, никаких просьб переслать код из СМС или сообщить номер карты не поступало. И Павел доверчиво оформил карту. После чего лишился всего.
Уведомления от банка приходили в приложение, но на телефоне не высвечивались. Поэтому Павел не сразу узнал, что ночью его новую карту неизвестные подключили к МирPay. Сняли деньги, сколько смогли, а на оставшиеся 140 тысяч совершили онлайн-покупку в гипермаркете техники в Ростовской области. Когда Павел пошел в тульский магазин, расплатиться не смог. Тогда и обратился в полицию.
Ситуация, в которую попал пенсионер - не безнадежная. Вернуть деньги, похищенные мошенниками сложно, если сам клиент сообщил злоумышленникам пароли от карты и приложения или сообщил коды из СМС. Но Павел так не делал. Значит, кто-то обошел безопасность банка или нашел сбой в системе. И это уже дело правоохранительных органов.
Вернуть деньги после возбуждения уголовного дела и признания факта совершения преступления можно двумя путями. Первый и самый тернистый - обращение в суд. Впрочем, можно поступить и проще. Достаточно написать претензию в банк, и он может ее удовлетворить, не доводя дело до суда. Телеканал "Первый Тульский" направил официальный запрос в ВТБ с просьбой прокомментировать ситуацию.
Представители ВТБ прокомментировали сложившуюся ситуацию:
Банк провел проверку обращения клиента и в ближайшее время предоставит ему подробный ответ по нему. В данном случае речь идет о фишинге, когда мошенники получили доступ в онлайн-банк, например, настроив переадресацию СМС. Если операции подтверждены кодом, банк считает их законными и не может вернуть деньги.
Стать жертвой мошенников можно, если клиент сам передаст им свои данные – сообщит номер паспорта или телефона, установит вредоносное ПО на телефон или перейдет по подозрительным ссылкам в интернете. Если это случилось, следует сразу сообщить в банк, чтобы заблокировать доступ к личному кабинету, и обратиться в полицию.
Для исключения таких случаев мы рекомендуем всем пользователям установить и активно использовать на смартфоне/планшете антивирусное ПО. Это поможет снизить вероятность установки вредоносных программ, которые перехватывают СМС от банка, крадут личные данные и информацию о платежах. Мошенники могут притворяться сотрудниками банка или других организаций и просить перевести деньги на их счета, якобы для безопасности. Помните, что настоящие сотрудники банка никогда не спросят ваши личные данные, коды из СМС, информацию о счетах и картах и не предложат перевести деньги на другие счета. Если звонок вызывает подозрение, сразу прекратите разговор и свяжитесь с банком по номеру 1000 для проверки информации. Звонок бесплатный.