
Трехразовое питание, отдых и культурно-политическая работа – так выглядел режим восстановления раненых бойцов красной армии в 1941 году. Не менялся он и для служащих на бронепоезде – только вместо стационарного госпиталя у них был особый санитарный вагон. В нем работали военный врач и несколько медсестер. Койки в вагоне для экономии места стояли в 3 яруса и трансформировались в носилки для раненых. Остальное место использовали как перевязочную или операционную на колесах.
Бронепоезд №16 был построен в 1932 году, участвовал в советско-финской войне, начало Великой отечественной – встретил в Туапсе. Был поврежден на Западном фронте и отправлен на ремонт в оружейную столицу. Тульские рабочие восстановили его за несколько дней – и бронепоезд остался оборонять город. Состав не подпустил врага к железнодорожным станциям «Криволучье», «Косая Гора», «Хомяково» и «Ревякино», где дежурили 40 немецких танков.
После войны защитник города был разобран. А в 2020 году с инициативой воссоздать Бронепоезд №16 на базе парка «Патриот» выступил губернатор Тульской области Алексей Дюмин. Состав реконструировали тульские железнодорожники и предприятия-партнеры ОАО РЖД. Вагоны собирали работники «Тулжелдормаша» в цехах тульского локомотивного депо. Макеты артиллерийских орудий и пулеметов изготовлены на оружейных заводах Тулы, а Локомотив (его, кстати, пригнали из Красноярска специально для этого музея) оборудовали в Узловой.
Месторасположение бронепоезда выбрано неслучайно – Парк «Патриот» находится рядом с ж/д путями, которые и оборонял поезд во время войны. Воссозданный комплекс состоит из двух бронированных вагонов с макетами артиллерийских орудий в башнях и трех грузовых платформ с зенитными установками, бронепровозом и санитарным вагоном. Экспозицию дополняют реалистичные манекены, с которыми можно сфотографироваться, и виар-очки с погружением в военную хронику.
А первую экскурсию по комплексу бронепоезд №16 провели именно для тех, кто и помогал его создавать – тульских железнодорожников.