Интересный факт о художнике, чьи картины в тульском Музее изобразительных искусств пользуются особой популярностью. Полотно Ивана Айвазовского на московском аукционе продано почти за 100 миллионов рублей. Известный маринист – человек, который по-особому изображал стихию воды – жил и творил в Крыму. В Туле хранятся 5 его подлинников.
Лишь почитатели мастерства Айвазовского и знатоки живописи знают, что начинал писать морские пейзажи крымский художник на самом деле не с моря, а с неба. Могло уйти минут 15, а могло и несколько часов. Небесный свет рисовал не боковой поверхностью кисти, а ее торцом. За счет этого воздушный океан буквально растворялся в океане земном, как на этом полотне под названием «Сигнал бури». Редкое явление – снег на Черноморском побережье Феодосии – дает нам право считать, что в год 1851, когда и была написана картина, в этом южном городе зима выдалась суровой для тех мест, что и отразил Айвазовский. Но главная тема здесь – это предупреждение о надвигающемся шторме. Красный флаг на мачте символизирует это. Создается некий контраст между холодными и теплыми цветами.
В Тульском музее изобразительных искусств хранятся 4 полотна мастера. Кроме «Сигнала бури»: «Приближение бури», «Морской пейзаж», «Ночь на море». Айвазовский был маринистом, то есть художником, изображающим именно морские пейзажи. Полюбил это еще в детстве. Причем редко работал с натуры. Ведь море не статично, оно меняется каждую секунду: то солнечный луч пробьется сквозь облака, то лунная дорожка ляжет. Особая техника нанесения краски позволила сохраниться большинству из 6 тысяч написанных полотен.
«Айвазовский со своими собственными нюансами пользовался техникой лессировки – это тонкое нанесение сильно разбавленных масляных слоев. Именно благодаря такому уникальному нанесению краски его картины в прекрасной сохранности и сегодня. Они практически не нуждаются в реставрации», – Валерия Егорова, экскурсовод
А еще картины Айвазовского настолько реалистичны, что порой пейзажи кажутся живыми. Исторически известно, что однажды Илья Репин, неожиданно увидев «Девятый вал», даже оторопел от неожиданности, думая, что на него надвигается вода.