В Туле впервые представили шедевры Императорского стеклянного завода

В Туле впервые представили шедевры Императорского стеклянного завода

В филиал ГИМа привезли 141 произведение искусства, которое держали в руках Николай I и II, Елизавета Алексеевна и Александра Федоровна

7:40 | 12.02.2024

2024-02-12T07:40:00+03:00

Перестановка сервиза. То, что на кухне для хозяйки – дело обычное, в тульском филиале Государственного исторического музея – целый ритуал. Ведь предметы здесь уникальные – держать нужно крепко, но бережно. В экспозиции «Шедевры императорского стеклянного завода» сотрудники меняют экспонаты: место вазы в стиле ампир занимает сервис императора Александра III. Исторически известно, что он коллекционировал произведения декоративно-прикладного искусства, в том числе из фарфора и стекла. Это было не просто увлечение – он, можно сказать, произвел реиновацию Императорского фарфорового завода, туда завезли новейшее оборудование, что позволило заменить ассортимент. Но это будет чуть позже. А пока – 1866 год – и на свадебном столе Александра III и Марии Федоровны стояли произведения искусства

Всего на выставке в тульском филиале ГИМа представлено 141 произведение искусства Императорского стеклянного завода. Предметы хранятся в отделе керамики и стекла федерального музея. Бокалы и кубки, подсвечники и вазы, тарелки, блюда, подносы и графины. В основном изготовляли эти предметы по заказу Императорского двора. Есть и необычные экспонаты: например, штоф для водки второй половины XIX века или рюмочный набор со смешными пословицами о питие. Такой юмор ценил император Александр III, а подданные поощряли.

Императорский завод задавал тренды в стеклянном производстве. Эту моду быстро подхватили частные предприятия. То есть изделия стали доступны и для купечества, и для мещанства. Но интерес вызывала и сама методика производства - завод экспериментировал с разными видами стекла: в моду вошло многослойное. Глубокий слой – стекло бесцветное, затем – белое, молочное, а потом – цветное. Мастер наносил рисунок, и при повороте изделия казалось, что он двигается – создавая эффект калейдоскопа.

logo