Защипы и штрихи: преподаватель из Гнесинки поделилась секретами мастерства игры на виолончели

Защипы и штрихи: преподаватель из Гнесинки поделилась секретами мастерства игры на виолончели

Людмила Кружкова показала, как на многогранном инструменте можно сыграть всё – от классики до старого рока и поп-музыки

6:40 | 26.11.2023

2023-11-26T06:40:00+03:00

Юные тульские виолончелисты получили конкретные советы от именитого педагога из музыкальной школы имени Гнесиных. В школе Райхеля мастер-класс провела Людмила Кружкова. Это уже стало доброй традицией – проводить подобные занятия и приглашать на них столичных специалистов. Впрочем, тульские педагоги свои рекомендации тоже дали.

К звездам 13-летний Арсений и правда идет через тернии. Несмотря на боль в пальцах, играть не прекращает. Мозоли для виолончелиста – дело обычное. А вот сама обстановка на этот раз – волнительная. Ведь выступает юный музыкант перед именитой виолончелисткой. В школе имени Райхеля мастер-класс проводит педагог из престижного учебного заведения – знаменитой Гнесинки. И это не просто прослушивание, это – реальная отработка навыков. Людмила Кружкова дает советы по осанке (она должна быть ровной), по правильному расположению руки со смычком (она должна плавно лежать на инструменте) и, конечно, по технике.

А занимается Арсений 3-4 дня в неделю на протяжении 7 лет. Впрочем, все, кто попал на мастер-класс к столичному музыканту, имеют многолетний опыт. А накапливают его в том числе с помощью базовых упражнений – тех же гамм. Есть еще защипы и штрихи. Штрихи – это движения смычком. Защип – техника, при которой музыкант указательным пальцем защипывает струну. Кстати, от этого тоже могут появиться мозоли.

«Все зависит от рук. Если руки слабые, если пальцы тонкие, будет очень сложно научиться играть на виолончели. Нужно заниматься укреплением рук» – отметила Людмила Кружкова, заведующая отделом виолончели МССМШ им. Гнесиных в Москве.

Разрабатывать мелкую моторику для игры на виолончели лучше в 7-8 лет. На первых порах хватит и 20 минут в день. Но если ученик приходит на занятия лет в 15, то и времени нужно больше: минимум 2-3 часа. А чтобы обучение было не в тягость, педагоги советуют несколько методик. Например, выбирать короткие этюды из понравившихся мелодий и отрабатывать их в разных вариациях: трогательная песнь, трагичная, праздничная. Но чем дальше, тем всё равно сложнее.

«Виолончель – самый трудный инструмент. Самое сложное – исполнение на двух струнах одновременно. Нужно вытягивать смычок на две струны» – подчеркнул Владислав Белоусов, преподаватель Тульского колледжа искусств им. Драгомышского.

Все советы от московского педагога и от тульских преподавателей ребята взяли на зубок и уже через час исправили ошибки. Ведь в игре на виолончели главное – их вовремя заметить и не сделать привычкой. Вот такой коварный, но очень многогранный инструмент. Зато сыграть на нем можно всё: от классических произведений до старого рока и современной поп-музыки.

logo