
Медяшка меньше спичечного коробка. Неразборчивая надпись вокруг. Для профессионала – это настоящая реликвия. По влиянию на историю ее можно сравнить с новгородскими табличками. Те доказали, что на Руси простой люд был грамотным. Этот шильдик - что родиной гармони является Тула, а не Австрия, как считалось прежде. До сих пор официальная версия гласила, что в 1830 году там впервые запатентовали гармонь. После инструмент привезли на ярмарку в Россию, где один из тульских оружейников его приобрел, а после просто повторил механизм. Но информация на медной табличке говорит о том, что гармонные фабрики в Туле работали как минимум за 5 лет до австрийского патента.
Конечно, одного шильдика для подтверждения смелой теории было недостаточно. Тогда сотрудники музея «Гармони Деда Филимона» начали работать с архивами и доказали, что в 1825 году в Туле уже работала именно гармонная фабрика. Среди документов была обнаружена информация об описи фабрики Анны Петровны Грызловой - жены Василия Михайловича. Датой основания предприятия там указан именно 1825 год. А найденный шильдик служил своеобразным знаком качества товара, который выходил с этой фабрики.
К концу 19 века в Туле действовало больше 200 гармонных фабрик. Наши инструменты всегда отличались от заграничных конкурентов и звучанием, и устройством. Разное расположение кнопок, разный металл на язычках и даже принцип игры - во многом тульские гармони выигрывали. Подделка чужого изобретения всегда преследовалась по закону. Так что мастерам, чтобы не делать буль, было просто необходимо привносить в гармонь свои наработки. Иногда они заходили слишком далеко. Есть в музее и гармони-матрешки и даже сапожки. Нет только той самой гармони с первой тульской фабрики Грызловых. Но ее сотрудники однажды все равно надеются найти.