
«Фесит» в переводе с латыни означает «сделал». Авторство принадлежит венгерскому скульптору Карлу Алекси. Но кому посвящена работа, искусствоведы долго выяснить не могли. Возможно, именно рука мастера сделала на бронзовой статуэтке некую гравировку, которую специалисты и разгадывали. Итак, перед нами – генералиссимус итальянского происхождения, крупный полководец XVII века Раймондо Монтекуколли. Он считался выдающимся теоретиком и практиком военного дела своего времени. Великим людям и посвящал свое творчество Карл Алекси.
Как говорит заведующая отделом западно-европейского и русского искусства Тульского музея изобразительных искусств Оленич Елена Ивановна, в 1844 году ему поручили выполнить серию скульптур видных военачальников Австрийской империи на протяжении XVI-XIX веков. Это был государственный заказ.
Авторство, эпоха и стиль конкретного музейного экспоната определяется с помощью атрибуции. Это один из этапов изучения. Так, кроме самой подписи есть и другие признаки: особенности литья, материал, который использовали в конкретную эпоху. Вот, например, итальянский столик «Геридон». Название пришло к нам из Франции. Геридонами называли провансальские баллады, в которых рассказывали о воинственных маврах. В XV веке такие столики были, как правило, одноногие, массивные, с резным основанием и довольно широкой столешницей.
В Тульском музее изобразительных искусств экскурсоводы не только расскажут об истории появления скульптуры или полотна в залах, но и о том, как проводилась та самая атрибуция: по каким критериям определяли, в каком веке была создана работа, если никаких признаков об авторстве на ней нет.