
Про Михаила Ларионова говорят: он взорвал представление о женском портрете. Если до 19 века красоту тела воспевали как что-то возвышенное, то в начале 20 века идеальные стандарты оказались не нужны. То ли детские рисунки, то ли пародия на женщину – так выглядит дама в изображении русского художника. Некий протест сексуальной революции. Его выражали члены творческой организации «Бубновый валет», которую и основал до революции Ларионов. Новаторские и бунтарские идеи мастера кисти выражали в нестандартных решениях: если пространство – то геометрические фигуры, если природа – то размытые мазки. Главное – уход от классики. Вот и сейчас зал в Тульском художественном музее на несколько месяцев превратился в оду авангарду.
Так, по соседству работы московского художника Роберта Фалька, который довлел к реализму, и натюрморт тоже москвича Германа Федорова - с вазами и фруктами. Сплошная геометрия. На неё, в том числе, вдохновляли членов "Бубнового валета" их музы – спутницы по жизни и творчеству. Женщины не только позировали, но и сами создавали полотна. Не официально их называли «Амазонками авангарда». На работах Марии Эндер и Ольги Розановой вместо пейзажей и людей - цветные квадраты, круги и прямоугольники на белом фоне: таково их чувственное видение реальности. Такой жанр называется супрематизм. В нем работала и русский живописец Любовь Попова – последовательница Малевича. Ее полотно из цикла «живописная архитектоника» - пример беспредметной композиции. Полотна приехали в Тулу по обмену из краснодарского художественного музея. От нас в южный город отправилась экспозиция «Искусство западной Европы 17-19 века»
Новое отношение к миру и явлениям. Свой взгляд на вещи и понятия. Поразмыслить в другом ключе над тем, что окружает, предлагают бубновцы. Насколько это понятно современному зрителю – и покажет эта экспозиция. Первые посетители её уже оценили.