Сохранились единицы: в тульском музее восстанавливают советский педальный мопед

Сохранились единицы: в тульском музее восстанавливают советский педальный мопед

В середине прошлого века таких чудес техники было всего 500 штук на весь СССР

15:08 | 24.11.2022

2022-11-24T15:08:03+03:00

От пары месяцев до нескольких лет — столько может занять реставрация редких мотоциклов. За детали, которые коллекционеры где только не ищут, готовы отдать любые деньги, лишь бы заполучить нужную запчасть. Так работают и в тульском музее «Мото – Авто – Арт», в котором сейчас больше 400 экспонатов и лишь единицы попали туда на ходу и в полной комплектации. Большинство требует восстановления. Как раз сейчас кипит работа над очередным чудом техники.

Рама от первого педального мопеда с багажником, который выпускали в СССР после войны, поржавела и напоминает больше старенький велосипед. Таких на весь союз было всего 500 штук. До наших дней сохранились единицы. В тульский музей «Мото – Авто – Арт» попал 2 месяца назад из Владимирской области, чтобы стать очередным экспонатом. До сих пор продолжается реставрация. Из родных деталей сейчас у мопеда только рама, фонарь и переднее колесо. А когда в середине прошлого века он только сошел с конвейера, железный конь легко мог разогнаться до 50 км в час. Чтобы вернуть ему былую форму, придется постараться.

Сейчас к мопеду подбирают недостающие запчасти. Процесс реставрации может затянуться на месяцы или даже годы, ведь найти детали для техники, которую выпускали в прошлом веке, не так просто. Обычно Леонид Зякин ищет их у знакомых коллекционеров, на барахолках и сайтах объявлений. Только в редких случаях мотоциклы передают музею в дар в полной комплектации, как, например, легкий мотоцикл инвалидка привезли в «Мото – Авто — Арт» родственники прежней владелицы из Узловой. Женщина проездила на нем более 40 лет, но он все еще как новенький. Хозяйка тщательно ухаживала за ним, берегла.

Сейчас экспозиция музея «Мото – Авто — Арт» насчитывает более 400 редких экземпляров. Коллекцию Леонид Зякин собирает с юности. Сначала мотоциклы были просто увлечением, затем он начал собирать и разбирать их, теперь же не представляет свою жизнь без мототехники. 10 лет назад коллекция получила официальный статус музея.

В среднем за год музей посещают более 5 тысяч человек — это и школьные экскурсии, и взрослые. За эти годы здесь побывали гости из США, Финляндии, Франции и Германии. Байкеры специально прокладывают маршруты своих путешествий, чтобы заехать в Харино, увидеть легендарные мотоциклы, а может и найти среди них тот, на котором впервые сели за руль железного коня.

logo