Молодые ученые из Тулы разработали систему датчиков для корректировки курса самолета

Молодые ученые из Тулы разработали систему датчиков для корректировки курса самолета

Чтобы проверить комплекс на ударную прочность, на базе ТулГУ созданы 3 новых лаборатории

18:30 | 17.09.2022

2022-09-17T18:30:00+03:00

В Тульском госуниверситете созданы 3 новых научных лаборатории. На это направлено 50 млн рублей. Средства, которые выделили из федерального бюджета, позволяют закупить оборудование, аналогов которому у учёных ТулГУ пока нет. На нем они смогут вести фундаментальные исследования, которые непременно пригодятся и в жизни простых людей.

С помощью «танцующей  соли» тульские ученые демонстрируют эффект, который помогает не сбиться с курса самолетам и даже космическим кораблям. Под пластиной стоит динамик. Когда из него звучит музыка, от звуковых волн пластина начинает вибрировать. И тут – для наглядности эксперимента – в дело вступает поваренная соль. Она скатывается в те точки, где колебания минимальны. Так получаются причудливые рисунки. Их называют Фигурами Хладни – в честь немецкого физика, который этот эффект обнаружил ещё в 18 веке. Тогда это позволило увидеть музыку – то есть рисунки, созданные звуковыми волнами. Теперь на основе тех же принципов физики тульские молодые ученые разрабатывают датчики, которые ловят мельчайшие колебания и по ним определяют, по нужному ли курсу летит самолет или беспилотник.

Ребятам, которые ведут эти разработки, по 20 с небольшим. Они студенты и магистранты Тульского государственного университета. Для проверки своей идеи под руководством преподавателей они написали компьютерную программу. К самолету, который сейчас движется на мониторе, и подключен тот самый датчик.

Студент Дмитрий Стрельцов отмечает:

«Он (датчик) стоит внутри самолета, и на основе него можно сделать компас, который не был бы чувствителен к магнитному полю. Это перспективная разработка, мы сейчас подали на патент».

Если точность нового датчика проверяют в научной лаборатории, то прочность – уже в испытательной. В температурной камере его нагревают до плюс 60 градусов по Цельсию и охлаждают до минус 60. Как раз такая температура бывает за бортом самолета на высоте в 10 километров над землей. Кроме экспериментов с температурой, специальная камера позволяет вращать датчик. Единственное, чего пока не могут сделать ученые – проверить его на ударную прочность. Но в следующем году и такое оборудование у тульских ученых появится. Работу над системой навигации для самолетов и беспилотников они продолжат в новой лаборатории. Её создадут на базе ТулГУ.

В 2022 в ТулГУ были созданы 3 научные лаборатории. Профинансировали их открытие в рамках госпрограммы «Приоритет 2030». Её участником университет стал в прошлом году. Для этого в вузе разработали план развития на ближайшую десятилетку. Прописали в нем и исследования в области навигации для летательных аппаратов. Проект поддержали. Финансирование из федерального бюджета на открытие новых лабораторий составило 50 млн рублей. Средства в том же объеме будут ежегодно перечислять в течение 3 лет. Ученые же в ответ должны отчитываться о проделанной работе.

logo