
По какому графику должен ходить тульский транспорт, чтобы люди долго не ждали на остановках и не забивались битком в салон? Это решили выяснить жители поселка Рождественский. Большинство – а всего в населенном пункте проживет около двух тысяч человек – работают в самой Туле и пользуются конкретным маршрутом. Но довольны остаются далеко не всегда.
На конечной остановке 44-ого автобуса, по словам местных жителей, в часы пик толпа народа и в основном водители единственного маршрута, который следует в Тулу, пунктуальностью не отличаются: могут уехать раньше времени или даже пропустить один- два рейса. В итоге простоять на остановке можно час, а то и полтора. Поэтому люди опаздывают на работу или учебу, получают выговоры и штрафы. Причем заранее предугадать, когда автобус не придет, невозможно: от погоды или ситуации на дороге это не зависит.
В тульской администрации о проблеме с нарушением графика рейсов в Рождественском знают: городским властям местные жители и отправили жалобу, по которой была проведена проверка. По муниципальному контракту с коммерческой компанией на 44-ом маршруте должно быть 6 автобусов вместимостью до 43 пассажиров. Средний интервал движения в час пик - примерно 15-17 минут. Таким образом, в день получается больше 100 рейсов. Однако именно при проверке выяснилось: машин, действительно, одно время было меньше, и ездили они битком.
Чтобы избежать подобных ситуаций, при планировании маршрутной сети учитывается множество факторов. Сначала территория разделяется на функциональные зоны: жилую, промышленную, административно-деловую, культурно-исторических объектов, транспортно-складскую, рекреационную, санитарно-защитную. В зависимости от принадлежности выстраивается матрица пассажиропотока или, по-другому, таблица, где строки – это пункты прибытия людей, а столбцы – точки отправления. Туда заносят показания в час пик. На их основе выбирают вид транспорта. Так, автобус и троллейбус в час в среднем перевозит до 6, 5 тысяч человек, трамвай – до 25 тысяч. И сколько единиц транспорта нужно на конкретный маршрут, решают, исходя из его длины, времени в пути и скорости. Так, например, 44-ый автобус, следуя от пос. Рождественский до ТЦ Макси, тратит 47 минут. Чтобы интервал не превышал положенной нормы, уменьшать число автобусов нельзя.