Центр светской жизни Алексина: что стало с живописной усадьбой Беров

Центр светской жизни Алексина: что стало с живописной усадьбой Беров

В 1914 году писатель Борис Пастернак провел там целое лето

18:36 | 23.07.2022

2022-07-23T18:36:51+03:00

Когда-то живописная усадьба на крутом берегу Оки, теперь стала заброшкой на окраине Алексина. А ведь когда-то именно её выбрал писатель Борис Пастернак, чтобы провести там целое лето.  

С одной стороны — девятиэтажки Алексина, а с другой — центральный фасад барского дома. Он, хоть и выполнен, как и соседние, из кирпича, но совсем в другой стилистике: полукруглый выступ с колоннадой,  над ним – терраса, с которой видно окрестности и реку Оку. Сейчас от былой роскоши остались лишь очертания, усадьба почти превратилась в руины. А когда-то внутри располагались парадные комнаты и залы с лепниной и кафельными изразцами. История архитектурного комплекса начинается с конца 18 века, когда эти земли унаследовал знатный дворянин и приближенный екатерининского двора — Иван Петрович Тюфякин.

Величественный усадебный комплекс в стиле классицизма был центром светской жизни в Алексине. Владельцы сменялись, и со временем усадьба перешла к семье известного чиновника Владимира Бера. Новый владелец увлекался искусством и литературой. В усадьбе в Алексине стали бывать известные люди. Гостями были Чехов и Скрябин, а в 1914 году провел здесь целое лето писатель Борис Пастернак. В основном все останавливались во флигелях. Один из них и сейчас является жилым. Зоя Миронова в нём прожила 37 лет и ни о чем не жалеет.

Квартиры здесь в частной собственности, люди давно сделали в них ремонт, а вот фасад – в трещинах. Его должны привести в порядок в 2027-2029 годах – флигель стоит в планах на капремон. А вот главному усадебному дому повезло меньше. После революции постройку, необычную для этих мест, сделали домом отдыха, позже общежитием для студентов местного училища. В начале 1980 оно закрылось, а участок земли под усадьбой перешел в частные руки. Никаких действий для сохранения усадьбы владелец не проводил. Здание не огорожено, крыши нет. И теперь всё, что осталось от усадьбы – это лишь стены. Да и они постепенно разрушаются. 

logo