Россияне стали меньше экономить на еде и одежде, но чаще обеспечивать себя выращенными на приусадебных участках продуктами, сообщают «Известия» со ссылкой на опрос, проведенный Институтом социологии РАН.
По данным опроса, жители России стали меньше экономить на еде (35% к 51% в 2016 году), одежде и обуви (47% к 61%), отдыхе и туризме (44% к 49%) и больше тратить на товары не первой необходимости. Если весной 2016 года сокращать расходы на продукты были вынуждены больше половины россиян (51%), то весной этого года – немногим больше трети (35%). По мнению исследователей, это связано не только с некоторым ростом доходов, но и с тем, что граждане адаптировались к экономическим условиям в стране.
Самая распространённая стратегия адаптации – экономия. За год доля респондентов, которые считают, что их доходы достаточны, чтобы не экономить выросла с 6% весной 2016 года до 10% весной этого года. Возросла и доля тех, кто планирует продолжать жить, как раньше, а при необходимости «что-то придумать» (с 7% до 11%). 80% опрошенных отмечают, что кризис внес корректировки в их модели потребления.
Самой распространенной стратегией улучшения материального положения остается работа на дачных участках. Весной 2014 года таких респондентов было 20%, сейчас – 32%. Еще 5% россиян признались, что торгуют продуктами с огородов. Вторая по популярности стратегия – поиск дополнительного заработка. 27% опрошенных рассказали, что ищут разовые и временные подработки, а 24% подрабатывают по совместительству. Еще 3% опрошенных выезжают на сезонные заработки.
К сдаче в наем жилья, гаража или дачи прибегают 5% респондентов против 3% три года назад.
Также среди россиян распространены и «пассивные» стратегии улучшения материального положения: займы (10%) и получение помощи от родных и друзей (10%).
О наличии финансовых сбережений в этом году заявил 31% опрошенных – столько же, что и три года назад. 33% респондентов признались, что вообще не имеют никаких накоплений (в 2014 году таких было 39%).
Опрос проводился среди четырех тысяч респондентов от 18 лет и старше.