Самозанятые в Тульской области могут получать больничные

Самозанятые в Тульской области могут получать больничные

При этом условия страхования для предпринимателей и самозанятых в регионе разные

12:34 | 05.10.2026

2026-10-05T12:34:00+03:00

Предприниматели и самозанятые в Тульской области могут сами обеспечить себе право на оплачиваемый больничный. Об этом стало известно 5 октября на оперативном совещании Губернатора Дмитрия Миляева.

Индивидуальные предприниматели могут добровольно вступить в систему социального страхования на случай болезни, травмы или материнства. Для этого необходимо зарегистрироваться в Социальном фонде и самостоятельно уплатить страховой взнос.

Главное условие - сделать это заранее. Чтобы получить право на пособие по временной нетрудоспособности в 2027 году, предпринимателю нужно уплатить взнос до 31 декабря 2026 года.

В этом году его размер составляет 9 428 рублей 36 копеек за год. Сумма рассчитывается исходя из МРОТ и страхового тарифа. Подать заявление можно через МФЦ или портал Госуслуг.

При расчете больничного для индивидуального предпринимателя заработок принимается равным МРОТ, установленному на день наступления страхового случая.

При этом имеет значение и страховой стаж. Учитывается период, за который уплачивались страховые взносы. В стаж также могут войти периоды, когда предприниматель работал по трудовому или гражданско-правовому договору.

По состоянию на 1 сентября в Тульской области добровольное социальное страхование оформили 503 индивидуальных предпринимателя. С этого года отдельная возможность появилась и у самозанятых.

С 1 января 2026 года в России действует эксперимент по добровольному страхованию самозанятых на случай временной нетрудоспособности. То есть они тоже могут самостоятельно платить взносы, чтобы в случае болезни получать больничные.

Но есть важное отличие от индивидуальных предпринимателей: выплаты, связанные с материнством, на самозанятых в рамках этого эксперимента не распространяются.

Вступить в программу можно до 30 сентября 2027 года. Заявление разрешено подать письменно, через приложение «Мой налог» или через Госуслуги. Самозанятый сам выбирает размер страховой суммы - 35 или 50 тысяч рублей. От этого зависит и ежемесячный взнос. В 2026 году при страховой сумме 35 тысяч рублей нужно платить 1 344 рубля в месяц, при сумме 50 тысяч — 1 920 рублей.

Правда, право на больничный появляется не сразу. После шести месяцев непрерывной уплаты взносов самозанятый получает право на пособие, рассчитанное исходя из 70% выбранной страховой суммы. После двенадцати месяцев - уже из 100 процентов.

В Социальном фонде приводят расчеты, согласно которым при соблюдении минимальных условий даже выплата по одному больничному может превысить сумму взносов, которую самозанятый к этому моменту успел перечислить.

Отдельно упрощен и сам порядок получения денег. При наступлении страхового случая Социальный фонд информирует самозанятого о том, что у него возникло право на больничный, и сообщает о назначенной сумме.

После того как человек подтвердит согласие на получение пособия, выплату должны перечислить в течение десяти рабочих дней после закрытия больничного листа.

Пока новая система только набирает участников. По состоянию на 1 сентября в Тульской области в нее вступили и начали уплачивать взносы 87 самозанятых.

Таким образом, у ИП и самозанятых появилась возможность самостоятельно сформировать право на выплаты в период болезни. При этом механизм, размер взносов и набор страховых гарантий для них отличаются.

logo