
Если на масленицу делали чучело, то в канун Троицы туляки тоже мастерили ритуальных куколок – Семика и Семчиху. Семик всегда был в шапочке, а отличительной чертой Семчихи был белый передник. В сёлах каждая семья что-то давала для общего праздничного стола и тем, кто отличался, дарили эту тряпочную супружескую пару. В доме она хранилась год, а на следующий в праздник её снова передавали. Столу в этот день вообще уделяли особое внимание. Были и сугубо тульские блюда. О них рассказывают гостям пространства Археология "Куликово поля".
А это традиционное летнее блюдо дошло до наших дней. Ботвинья чем-то напоминает окрошку. Отличается тем, что вместо мяса хозяйки использовали рыбу. Добавляли и ботву свёклы. Блюдо так же подавалось холодным. А вот вместо хлеба ели летний суп вприкуску с колобушками.
После Троицы следующим летним праздником отмечали Ивана Купала. Ночь накануне - с 6 на 7 июля была полна обрядов, а их главными элементами становились цветы и травы. В старину воду в это время считали целебной, поэтому практически во всех населенных пунктах было принято купаться в водоемах и обливаться водой. Огонь в этот праздник тоже наделяли особыми свойства. Люди верили, что прыгнув через него можно очиститься от грехов. А если сделать это вместе с любимым человеком - словно напророчить себе счастливую семью. Были и другие поверья.
И, конечно, главным символом праздника был цветущий папоротник. Считалось, если его найти, то человек обретёт магическую силу: сможет видеть будущее или лечить людей. Была и другая версия, что под цветущим папоротником можно найти клад. Удавалось ли кому-то найти волшебный папоротник – никто не знает, зато эти предания и традиции сохранились. Туляки, например, могут ознакомиться с ними в филиале музея-заповедника "Куликово Поле" в пространстве "Археология".