
Эта картина, словно хозяйка галереи, занимает место в центре зала и первая встречает гостей. И это вполне объяснимо, ведь изображенная здесь женщина имеет самый высокий статус — императрицы. Это первый парадный портрет Екатерины II после того, как она стала единоличной правительницей. «Великую» художник Иван Аргунов писал по памяти: бывшему крепостному нельзя было оставаться тет-а-тет с императрицей. Сама Екатерина картину одобрила и повелела повесить ее в здании Сената в Санкт-Петербурге. Век спустя парадный портрет передали в Русский музей. Откуда он — уже в составе новой выставки «Её Величество Женщина» - приехал в тульский Фонд искусств.
Готовили выставку вместе: Тула предложила площадку — Фонд искусств, а питерский музей разработал концепт-дизайн. Продумали все вплоть до цвета стен. На первом этаже — зал XVIII-XIX веков — серый для более яркой передачи красок и красный — имперский — на нем размещали самые важные картины. Например, портрет Екатерины II. На втором этаже добавили синий — один из главных цветов работы «Богоматерь Умиление злых сердец» Петрова-Водкина — жемчужины зала XX века. Всего же на выставке представлено 65 работ из коллекции крупнейшего в мире собрания полотен русских художников.
Выставка «Её Величество Женщина» создана специально для Тулы. И уже в сентябре полотна вернутся обратно в Русский музей. Так что у туляков есть три месяца, чтобы увидеть шедевры Сурикова, Малевича, Кандинского и Репина, не уезжая из родного города.