Ногами к пилоту: тульские медики рассказали об особенностях первой помощи в небе

Ногами к пилоту: тульские медики рассказали об особенностях первой помощи в небе

За год вертолеты областной санавиации спасли больше 400 человек

22:35 | 26.02.2023

2023-02-26T22:35:00+03:00

Воздушная скорая помощь. Вертолет санавиации в Тульской области готов вылететь к пациенту и в мороз, и в дождь, и в ветер. Только в прошлом году борт с красным крестом совершил больше 400 полетов. А всего за 4 года такие полеты исчисляются тысячами. И у врачей, и у пилотов есть свои правила, которые нельзя нарушать, есть свои примеры, которым надо строго следовать, и есть свои необычные рейсы.

Этот чемоданчик в руках фельдшера может дать полную информацию о состоянии пациента в любой момент. В вертолете санитарной авиации прибор следит за пульсом, дыханием и давлением больного. На работу этого медоборудования погода не влияет, а вот изменить показания на приборной панели вертолета вполне может. Потому порой медики обсуждают предстоящий полет с пилотами. Вот как сейчас. Борт леденеет на морозе, а значит, прогревать лопасти нужно чуть дольше. От вызова до взлета проходит не 15-20 минут, как летом, а полчаса. Да и топлива на каждую минуту пути уходит больше. А обычное облако может стать настоящей ловушкой. Но пилоты знают, что делать.

Как говорит командир воздушного судна Алексей Голышев, сложнее всего зимойа, когда переохлажденный туман: видимость плохая, вертолет начинает обледеневать, и посадка в любом городе будет осложнена именно погодой. Хотя летный состав подготовленный: бывают сложные площадки и в виде колодцев, и с линиями электропередач, и в снежные вихри.

В прошлом году борт санавиации совершил больше 400 вылетов. В большинстве случаев доставлял пациентов из районных больниц в областной центр или Москву с инфарктами, инсультами, сложными переломами. Бывают на борту и пострадавшие в сложных ДТП. Тогда реанимацию проводят прямо в небе. А летает «воздушная скорая» на разных высотах: от 200 метров до 2 000. Это зависит от маршрута и опять же от погоды. Те же облака, если висят низко, то летит вертолет под ними. А развивает стальная птица скорость до 270 километров в час. При такой пациент всегда должен лежать ногами к кабине пилота, чтобы кровь приливала к голове и не нарушалось кровоснабжение мозга. И хотя трясет в вертолете меньше, чем в машине, не все манипуляции можно проводить.

Как объясняет врач анестезиолог-реаниматолог Тамара Нефёдова, в небе не рекомендуется использовать дефибриллятор, так как из-за него может выйти из строя навигационное оборудование: электричество уйдет на борт, и все. Капельницы, как правило, на месте происшествия ставят, так как ставить их в воздухе неудобно, вибрация идет сильно, дестабилизация. Из-за этого не с первого раза можно в вену попасть.

Приземлиться вертолет санавиации может там, где машина не проедет: в полях, на полянке в лесу, в огородах. И такое тоже бывало.

Но даже если вертолет добрался до цели, это еще не гарантия, что он сможет перевести пациента. У каждого медика санавиации есть свои истории о том, как люди, увидев воздушное судно, просто отказывались от транспортировки. Страх высоты бывает сильнее инстинкта самосохранения. Но таких случаев единицы. Зато бывает, что, несмотря на боль, пациенты на борту «воздушной скорой» просят не только помощи, но и селфи. И таких эпизодов за 4 года полетов – сотни.

logo