Реализм Шишкина или романтизм Куинджи: выставка в Туле решит творческий спор двух пейзажистов

Реализм Шишкина или романтизм Куинджи: выставка в Туле решит творческий спор двух пейзажистов

Музей изобразительных искусств представил зрителям лучшие произведения великих художников

7:25 | 30.01.2023

2023-01-30T07:25:00+03:00

На конец января выпало сразу два дня рождения великих живописцев: 25 января родился Иван Иванович Шишкин, а 27-ого  - Архип Иванович Куинджи. Любовь к природе и ее изображение на полотнах - это то, что объединяет  талантливых художников. А  вот о различии в их творчестве расскажем в сюжете «Первого Тульского».

Так, на картине Ивана Шишкина каждая деталь прописана с фотографической точностью: от иголки до ствола дерева и от мха на нем до травинки у подножия. Такая реалистичность – результат многочасовой кропотливой работы маленькой кистью. Картину «Лес в Мордвинове» великий русский пейзажист Иван Шишкин писал  с натуры в одноименном имении под Петербургом в конце XIX века. В Тульский музей изобразительных искусств эта работа – его визитная карточка – попала в 1939-ом. В картине он использовал один из любимых своих приемов — «срезал» верхушки деревьев-исполинов краем холста, чтобы сделать их еще стройнее и выше.

Гармоничный образ дремучего русского леса – и на другой работе мастера. Это этюд к картине «Дебри». Оригинал находится к «Третьяковской галерее». Среди нагроможденных глыб дикого камня, поросших мхом, вдруг возникает провал в земле. Вокруг - сухие кусты, корни деревьев. Кажется, вот-вот подует ветерок или послышится треск сучьев.

Противоположный подход к творчеству исповедовал коллега по цеху Шишкина -  Архип Куинджи.  Он создал новый тип романтического пейзажа. Реальные места в своих работах он начал преображать в яркие, почти декоративные виды. На этюде «На Валааме» он запечатлел природу острова на Ладожском озере: голый каменистый берег с резким скалистым возвышением, рядом с рекой сквозь тяжелую землю пробилась береза. Чуть дальше, на каменистом утесе, видно еще одно деревце с белым стволом. Пейзаж как будто подсвечен…  Современники отмечали, что некоторые картины Куинджи как будто светились изнутри.

Шишкин и Куинджи - это противоположное видение мира. Корни их разногласий обнажились, когда им вдвоем доверили вести пейзажный класс в петербургской Академии художеств.  Совместная работа не задалась. Для Шишкина важна была точность изображения натуры. А для Куинджи - романтика по убеждению -  свободное творческое воображение. Неслучайно и в тульском музее изобразительных искусств они висят на противоположных стенах. Как пейзажисты, которые по - разному видели этот мир.

logo