
600 миллионов рублей - столько похитили мошенники со счетов туляков за прошлый год. Величина ущерба небывалая. Это бюджет всех работ по благоустройству в Большой Туле в 2022 году. Но и в наступившем году мошенники не дремлют. Например, ночью 18 января в Москве задержали курьера, который обманул двух престарелых туляков, которые потеряли больше миллиона рублей. Пенсионеры стали жертвой развода на «родственников, попавших в ДТП». Кроме этого, ежедневно в регионе фиксируют пострадавших от звонков якобы специалистов службы безопасности банка. На днях мошенники позвонили нашему специальному корреспонденту Вячеславу Маракову. О чем они говорили, читайте в нашем материале.
«Вячеслав Вячеславович, вы понимаете ситуацию, в которой оказались? Ваш единый счет атакуют, ваши сбережения в опасности!» На заставке звонка логотип банка, обращаются по имени отчеству – дело, судя по всему, серьезное. Специалист службы безопасности выясняет, какие переводы и зачисления в последние дни делал клиент. Оказывается, полчаса назад кто-то попытался сменить номер телефона, привязанный к карте. И это получилось. Как – предстоит выяснить.
«Когда вы карту получали, вам ее выдали в открытом виде? Да? Это грубейшее нарушение. Ваши данные украли. Я соединю вас со службой безопасности Центробанка». Минута ожидания, и специалист Центробанка объясняет, что атакованы не только конкретная карта, но и единый счет. Тот самый, на котором аккумулируются все деньги со всех банков клиента. Накопления надо срочно спасать. Чтобы не лишиться всего! Ситуация может заставить паниковать. Если не знать, что собеседники вовсе не специалисты по банковской безопасности, а обычные мошенники с хорошей фантазией. Так как никакого единого счета не существует вообще, а служба безопасности Центробанка никогда не звонит физическим лицам.
Как объясняет эксперт отдела безопасности тульского отделения Банка России Игорь Ксенофонтов, если слышите, что с вами говорит специалист службы безопасности Центробанка, – сразу кладите трубку. Кроме того, не существует единых счетов: средства хранятся на самых разных счетах, и у человека их несколько в разных банках.
Обработка мошенниками потенциальной жертвы, как правило, занимает больше часа, а то и несколько часов. Им важно, чтобы все это время человек оставался один и чтобы заряда на телефоне хватало.
«Вы один? Мне автоматическая программа говорит, что вокруг есть посторонние! Вам необходимо сходить за зарядкой для телефона. Вы устанавливали сторонние приложения недавно?» Следом за этим вопросом - просьба скинуть в мессенджер снимок экрана смартфона. IT-специалисты говорят, на этом моменте развод входит в финальную стадию. Информация нужна злоумышленникам чтобы удостовериться, что жертва их не обманывает. И чтобы подкинуть клиенту свои приложения.
Как говорит IT-специалист Владимир Фризин, мошенники могут после этого сказать, что нужно ставить антивирус, и скинут свою программу. Так они получат удаленный доступ к экрану, а если вы про них залогинитесь, то на этом ваша роль закончится: остальное злоумышленники сделают сами.
Если фокус с удаленным доступом не пройдет, мошенники заставят жертву дойти до банкомата, снять средства и перевести их на «защищенный счет». Точнее, к ним в карман. Так на службе у злоумышленников работает IP-телефония - то есть звонки с подменой номера. Второй вариант – развод на родственника, якобы попавшего в ДТП. Схема похожа: такой же долгий разговор и четкое следование инструкциям, но в финале не перевод через банкомат, а передача денег курьеру.
Как объясняет начальник отделения ОУР УМВД России по городу Туле Дмитрий Козин, схема простая: к человеку приходит так называемый «бегунок», которому жертва передает деньги. Он выходит и через банкомат скидывает деньги в сопредельное государство на счет своих нанимателей.
Чек разводил с ДТП начинается от трехсот тысяч. В ночь на среду в Москве задержали молодого человека, который забрал у тульских пенсионеров больше миллиона рублей и перевел их на счет в соседнее государство. Ему грозит реальное лишение свободы. А за весь прошлый год мошенники похитили со счетов туляков больше 600 миллионов рублей. Рекордную сумму в 15 миллионов перевел тульский пенсионер.
При этом от таких потерь можно себя обезопасить. Просто установить запрет онлайн переводов и дистанционной выдачи кредитов. Законодатели хотят пойти еще дальше - ввести период охлаждения для крупных переводов на трое суток. Таким образом обманутый успеет одуматься и вернуть свои деньги.