
380 лет назад, в 1637 году, на месте нынешнего Ефремова появился город-крепость. Именно в этот год воевода прислал Тимофея Безобразова – указом царя Михаила Федоровича Романова. Он и основал город. Макет в местном краеведческом музее переносит посетителей в 17 век, когда на высоком берегу Красивой Мечи возвели защитное сооружение от набегов непрошенных гостей. С одной стороны крепость защищал крутой берег, с другой - глубокий овраг Медвежий верх, с третьей - густой Офремовский лес. По одной из легенд бортник Офрем собирал здесь мед диких пчел, по другой – жил местный Робин Гуд с таким же именем. Со временем произношение исказили до «Ефрем».
В самой крепости люди не жили – служивые селились поблизости в слободах. Поэтому до сих пор в окрестностях Ефремова остались деревни Стрельцы или Пушкари. В дубовый острог местные жители приходили как на работу. Защитное сооружение обслуживали около 200 человек.
При Петре I всех защитников крепости перевели в разряд государственных крестьян-однодворцев. Им выделили землю в окрестных слободах – даже мост за казенные деньги построили. Он до сих пор так и называется – Стрелецкий.
Позже жителям Ефремова пришлось сменить ружья на плуги. Удачное расположение на пересечении Муравского торгового пути способствовало и развитию торговли. Так постепенно из города-крепости Ефремов стал купеческим. В 19 веке здесь проживало уже 10 тысяч человек, работали 18 малых предприятий по производству пива, кирпичей, мыла, свечей, воска и кожи. Поэтому пришлось построить еще один мост – Догаевский.
Анна Мотлох, хранитель фондов краеведческого музея Ефремова, рассказывает – в 60 годах XIX века состоятельный крестьянин Догаев обратился в городскую Думу с просьбой приписаться к мещанскому сословию:
- Дума, как полагается, долго думала, а потом выдвинула условия – построить мост через овраг.
Мост Догаев с сыновьями построили за полгода. Сейчас он ведет к Красной Площади, которая 150 лет назад называлась Нижняя торговая. Здесь проводили шумные ярмарки, а за товаром приезжали даже из столицы. Осенью 1857 сюда приезжал сам Лев Толстой по торговому вопросу. Гостиница, в которой Толстой снимал комнату за 10 рублей, сохранилась до сих пор – в полуразрушенном виде.