Мрачные легенды «Хитровщины»: как тульский помещик пытал крестьян и держал в страхе соседей

Опубликовано ср, 08/31/2022 - 21:10 пользователем blinova

В бывшем хозяине тульской усадьбы «Хитровщина» будто сплелись гений и злодейство. С одной стороны храбрец, патриот и меценат, с другой – мрачный сатрап, ставший олицетворением жестокости. А укромный уголок под Кимовском, где он жил, известен даже тем, кто никогда здесь не был. Как село и усадьба вошли и в историю, и в литературу, «Первому Тульскому» рассказали краеведы и местные жители.

Аккуратный двухэтажный домик с арочными окнами окружают берёзовая роща и зелёный луг, а напротив  блестят на солнце церковные купола. Глядя на эту пастораль, трудно поверить, что маленькая усадьба в укромном уголке под Кимовском печально прославилась на всю Россию. С хозяина усадьбы – Льва Измайлова – Александр Пушкин списал образ генерала Троекурова – отрицательного героя романа «Дубровский». В 1830 году помещика судили за плохое отношение к крестьянам, и история привлекла внимание классика. Ведь в те времена подобное дело могло дойти до сената только по очень серьёзным основаниям.

 В сильной, но необузданной личности хозяина «Хитровщины» сплелись две противоположности. За свою военную карьеру он приобрёл славу отчаянного храбреца, и потратил на организацию ополчения против Наполеона миллион рублей из собственного кармана - на нынешние деньги это почти полмиллиарда. Зато после выхода в отставку Лев Измайлов стал настоящим деспотом, причём не только в собственном имении. Писатели того времени упоминают, что даже его соседи вооружались чугунными пушками, чтобы чувствовать себя в безопасности. А вот крепостные противостоять хозяину не могли.

Особенно страшные вещи, по преданиям предков, происходили в подвале дома. Здесь, в маленькой овальной комнате, неугодных крестьян отдавали на растерзание медведям. А наблюдали за расправой через маленькое овальное окошко.

Недобрую славу снискал и 2-этажный флигель рядом с имением. По описаниям тогдашних беллетристов, помещик содержал в нём целый гарем из 30 девушек, младшей из которых едва исполнилось 12. При этом юным наложницам не разрешали видеться с родными. Зато сам Измайлов, по слухам, мог захаживать к девушкам в любое время и без посторонних глаз – из барского дома в соседние здания вела целая система подземных ходов. Их точный маршрут и сейчас остаётся загадкой.

По иронии судьбы сейчас эти мрачные страницы истории изучают в тех же стенах, где они происходили. В наши дни здание усадьбы приспособили под среднюю школу. Филологического уклона в её программе не предусмотрено, но одним из любимых предметов у местных ребят остаётся литература. Особенно, когда на уроках проходят пушкинскую прозу.

Первый Тульский

This browser does not support the video element.