Старики, как и дети, теряются часто. Чем быстрее их найдут, тем больше шансов, что живыми. Как понять, что бабушка или дедушка рискуют потеряться, и что делать, если это все же произошло, – в нашем материале.
Если бабушка забывает, что она ела на завтрак и принимала ли она таблетки, близким стоит быть особенно внимательными. Со временем возрастные ментальные расстройства прогрессируют: сначала теряется кратковременная память, а затем начинаются и проблемы с дорогой домой.
Пойдет человек в магазин, а как возвращаться обратно – неожиданно забудет. На более тяжелых стадиях люди с деменцией и другими нарушениями могут забывать, кто они, не узнавать родственников, становятся неразговорчивыми, а иногда и агрессивными. Если человек ушел и потерялся один раз, скорее всего, это будет повторяться.
Если на первой стадии нарушений сознание потерявшихся еще подчиняется какой-то логике – они осознают, что потерялись и ищут дорогу домой, то на более поздней стадии они могут идти по маршруту, которым не пользовались уже много лет, например, поехать туда, где работали в молодости. На более поздних стадиях их движение становится более хаотичным.
В поисково-спасательном отряде «Лиза Алерт» рекомендуют начинать искать человека сразу же, как только он пропал, и независимо от того, взрослый это или ребенок.
Нужно подавать заявление в полицию («Лиза Алерт» также начинает поиски в городе именно при наличии заявления в полицию), идти по маршруту, по которому должен был пройти пропавший.
«Не надо ждать, что человек вернется сам. Чем больше времени прошло, тем дальше уходят пропавшие люди, а также свидетели, которые их могли бы опознать и что-то сказать. Если пройдет много времени – собака уже не возьмет след. Сейчас почти везде есть камеры, но записи на них перекроются более поздними», − рассказывают в отряде.
Никакого правила «трех суток» для принятия заявления в полицию и начала поиска не существует. Заявление о пропаже может подать любой человек, даже сосед, для этого не нужны родственные связи с пропавшим.
Сотрудники домов престарелых часто рассказывают о том, как та или иная бабушка в деменции отправляется доить корову, которой у нее уже давно нет. Привычки из прошлого могут всплыть в мозгу в неожиданный момент.
Если пожилой человек пропал, нужно искать его на тех маршрутах, которые были для человека автоматизированы много лет назад: дорога на работу, дом детства и т. п.
Если бабушке или дедушке стало плохо на улице, их может забрать скорая помощь. Заблудившийся может попасть в больницу без документов и не вспомнить свое имя либо назвать себя неразборчиво.
В больнице обязаны сфотографировать неопознанных пациентов, описать приметы и переслать в полицию. Но, к сожалению, это делается не всегда. Инфорги «Лизы Алерт» умеют прозванивать больницы, но помощь родственников в этой области может очень пригодится. Позвонить один раз обычно недостаточно – по больницам нужно развезти ориентировки (человек может поступить в больницу и после звонка поисковиков) и постоянно продолжать обзвон. Обязательно нужно выезжать туда, где есть надежда опознать близкого человека.
Если в городе потерялся маленький ребенок, это становится очевидным сразу, а пожилой человек может долго не бросаться в глаза. Волонтеры рассказывают, как распознать «потеряшку» во встречном пожилом человеке на улице.
«Во-первых, человек может быть неадекватно одет. Если бабушка в тапочках и халате идет по улице, вполне вероятно, что ей нужна помощь. Часто потерявшиеся люди сами понимают, что куда-то не туда пришли, спрашивают дорогу у прохожих или в магазинах, просят о помощи. Мы очень просим не оплачивать им дорогу и не сажать их в поезда и автобусы, а то мы их потом находим (если находим) в другом конце страны. Путешествие может затянуться и привести на кладбище невостребованных тел, человек будет числиться без вести пропавшим, близкие – мучиться и сбиваться с ног. Если потерянный с виду человек обратился к вам за помощью, надо вызвать "112" и дождаться полицейской бригады (скорая человека без показаний не заберет), побыть с этим человеком. В идеале также нужно сфотографировать потерявшегося, записать, куда и кто его увез, и сообщить нам – если есть похожая заявка, мы отреагируем моментально. У нас был случай, когда девушка увидела ориентировку на вокзале, а через пять минут этот же дедушка подошел к ней и попросил о помощи. Она его узнала, сфотографировала, связалась с нами, и к ней сразу же выехали его родственники», − рассказывают в ПСО «Лиза Алерт».
В сезон грибов и ягод количество пропавших пожилых людей увеличивается в несколько раз. В лесу теряются все: и молодые, и дети, и бабушки с дедушками. Значительная часть тех, кого ищут поисковики, − это грибники, которые уверены, что знают лес как свои пять пальцев.
Заблудившись в лесу, человек не может двигаться по прямой без специального оборудования, хотя ему кажется, что они идет прямо. Для этого есть специальные методики, но пожилые люди ими не владеют. Помогает компас, но, как показывает практика, даже те, кто носит его с собой, не умеют им пользоваться.
Как правило, когда пожилые люди понимают, что потерялись, они пугаются, происходит выброс адреналина. В таком состоянии они могут забраться в такой бурелом, в который без специального оборудования не зайдешь. А после этого адреналин обычно внезапно заканчивается, а бурелом – нет.
Поисковики дают несколько советов о том, как снарядить дедушку за грибами:
– попросить описать предполагаемый маршрут;
– взять с собой воду и свисток;
– завернуть спички в полиэтилен;
– зарядить мобильный телефон;
– надеть яркую одежду.
Найти человека в камуфляже, если он уже лежит на земле, в разы сложнее, чем в ярком сигнальном жилете, который можно купить на любой заправке.
«Бабушки и дедушки уходят в лес «на часок» – часто без своих таблеток, без воды. Бывает, что у них начинаются связанные с их заболеваниями проблемы, так что мы их находим в разных состояниях, вплоть до парализации. Многие уходят в лес без телефона (находим их, спрашиваем, почему без телефона, отвечают: «Чтобы он не потерялся»)», − рассказывают поисковики.
Человека с заряженным мобильником найти намного легче. Например, когда в поиске принимает участие вертолетный отряд «Ангел», они летят над примерным квадратом поиска и просят человека сообщить по телефону, когда вертолет окажется над ним. Услышав гул своего вертолета в трубке, они сообщают координаты пешей группе поисковиков.
Сотовая связь в лесу есть не всегда, но даже при отсутствии сети и денег на балансе, да и вообще без сим-карты можно позвонить по номеру 112.
Если ваш близкий родственник путается в пространстве и времени, поисковики рекомендуют приобрести современные приборы. Например, можно купить часы с GPS-трекером.
По всем карманам одежды пожилого человека нужно разложить записки с именами его и его родных, их адресами и телефонами. Можно сделать нашивки на одежде с этой информацией.
Сим-карту в телефоне человека с возрастными нарушениями сознания лучше зарегистрировать на его родственников. Иначе, если он пропал, информацию о его телефоне поисковики смогут получить только по решению суда, а это занимает время. Также рекомендуется подключить все доступные у оператора сервисы определения локации. Сам телефон должен быть понятным и удобным для пожилого хозяина.
Если кто-то из ваших близких пропал, обратиться в поисково-спасательный отряд «Лиза Алерт» можно по телефону 8-800-700-54-52 (звонок бесплатный по всей России).
По материалам портала Милосердие.RU.