Ученые выяснили, почему люди готовы на все по приказу начальства

Авторитет начальника заставляет мозг подчиненного по-другому обрабатывать информацию

11:49 | 21.02.2016

2016-02-21T11:49:00+03:00

Группа исследователей из Университетского колледжа Лондона и Брюссельского свободного университета выяснила, как приказы начальства влияют на мозг подчиненного. Об этом сообщает "Российская газета".

Отчет об исследовании опубликован в научном журнале Current Biology. Ученые провели серию экспериментов с девушками-волонтерами. Их усаживали за стол, одной давали специальную клавиатуру. Нажатием кнопки она могла ударить сидящую напротив девушку током. За это ей выдавали денежное вознаграждение. В случае отказа причинить боль ее, напротив, штрафовали.

В ходе эксперимента девушки менялись местами, поэтому точно знали, какой силы и характера боль причиняют друг другу. Волонтеры прошли две стадии эксперимента. На первой приказ ударить коллегу током отдавал условный начальник. На второй он молчал, и "палач" сам принимал решение. Во время опыта у добровольцев снимали энцефалограмму. Выяснилось, что приказ начальника биологически влияет на подчиненного, мозг которого практически не обрабатывает последующее действие.

Человек превращается в пассивного исполнителя и теряет чувство ответственности, что делает его готовым на все. Исследователи объяснили это потерей причинно-следственных связей между нажатием кнопки и ударом тока, вызванной изменением механизма обработки данных в нейронных сетях. Иными словами, авторитет начальника заставляет мозг подчиненного по-другому обрабатывать информацию. Поэтому он не чувствует вины за совершенный поступок, даже самый ужасный, возлагая ее на человека, отдавшего приказ.