Дмитрий Миляев: Процентная ставка за 20%, это критическая точка для сельхозпоизводителей

Дмитрий Миляев: Процентная ставка за 20%, это критическая точка для сельхозпоизводителей
Дмитрий Миляев: Процентная ставка за 20%, это критическая точка для сельхозпоизводителей

Министр сельского хозяйства Тульской области был гостем программы "Особое мнение" на "Первом Тульском"

13:22 | 27.02.2015

2015-02-27T13:22:00+03:00

Не так давно Вы озвучили цифры сбора сельхозпродукции по итогам года и итоги текущие. Цифры высокие, особенно по рапсу, Тульская область производит около 10% от всего производства рапса по Российской Федерации. Как удалось этого достичь?

«Рапс – это культура, которая возделывается в области недавно, но она быстро прижилась. К тому же, она востребована, отсюда и результат. Хозяйства научились управляться с этой культурой, климатические условия позволяют. Когда приступали к выращиванию рапса, процесс шёл непросто, но сегодня результаты достаточно неплохие».

Урожай зерновых в том году составил 1,5 миллиона тонн, как Вы думаете, удастся ли к 2016 году эту цифру увеличить до 2 миллионов?

«Что-то новое сложно добавить к этому, 1,5 миллиона тонн – большая цифра, но и площади необработанной земли также цифра приличная. Это и есть тот самый задел, который должен нам позволить выходить на рубежи стоящих перед нами задач. Данной цифры сложно достигнуть в сжатое время, но её реально достичь в нашем регионе».

Экономическая ситуация меняется, насколько сегодня она позволяет реализовать задуманное?

«Вопрос непростой для той ситуации, в которой мы оказались. Введение ответных санкций мы приняли достаточно позитивно, так как видели в этом шансы для развития нашего агропромышленного комплекса и воплощения задач по импортозамещению. Спустя время ситуация изменилась, и это вносит элемент дестабилизации. Не до конца ясно, как работать с кредитными ресурсами, процентные ставки выросли существенно. Предпринимаются шаги по увеличению субсидированной части процентных ставок по кредитам, необходимых для проведения посевных мероприятий».

Какова на Ваш взгляд критическая процентная кредитная ставка для предприятий Тульской области?

«В докризисный период времени люфт составлял от 4 до 6% как по коротким, там и по инвестиционным кредитам. Соответственно, сегодня эта несубсидируемая часть, возрастает, и все процентные ставки, выходящие за 20% - это критическая точка. Безусловно, что-то с этим нужно будет делать».

Те инвестиционные проекты в сельском хозяйстве, которые начали развиваться – это приход в область крупных предприятий – их планы не поменялись?

«Работа с этими инвесторами продолжается, я должен сказать, что, отчасти, удивительно, что мы продолжаем рассматривать планы реализации крупного проекта по строительству свинокомплексов. На сегодняшний день компания всё ещё настроена входить в этот проект, где-то к середине марта должны начаться предварительные консультации и переговоры с банком на предмет получения кредита. У нас также продолжается реконструкция комплекса «Лазаревское», по-прежнему не снимается с повестки дня вопрос по строительству дополнительных птичников птицефабрики «Тульская», есть ещё ряд проектов, которые активно себя позиционируют и заявляют на предмет реализации в 2015-2016 годах на территории Тульской области. Пока в этом направлении, не смотря на все сложности, настроения у нас чуть лучше, чем мы ожидали».

Какая ситуация со спросом? Потребление, как говорят многие специалисты, снижается. Достаточен ли спрос на товары, произведенные в регионе?

«Спрос в регионе достаточно устойчивый, разумеется, наблюдаются ценовые колебания. Вместе с тем, пока мы не наблюдали существенного снижения спроса на нашу продукцию».

На заседании правительства региона была поднята тема возврата неиспользуемых земель в сельхоз оборот. Насколько эти земли нужны Тульской области и есть ли возможность их обрабатывать?

«Цифра эта в 1200 Га, сама по себе она не велика, но вопрос даже не в этой цифре, а в прецеденте. Возврат земель – процедура сложная, долгая и занимает до пяти лет. На самом деле, цифра показательна, а значит, эту дорогу, не смотря на трудности возврата, пройти можно. Земли Туле нужны! У нас есть свои хозяйства, нуждающиеся в расширении земель, и есть компании, которые нуждаются в достаточно крупных массивах земель. Доступные массивы сосредоточены в ряде районов: Чернский, Тепло-Огарёвский, Куркинский. Самые проблемные направления – Дубна, Одоев, Белёв, но мы надеемся, что нам удастся прийти к реализации именно животноводческих проектов на этих землях».

Проводите ли Вы мониторинг цен на сельскохозяйственную техники, так как импортные модели стали практически недоступны для многих предпринимателей. Как обстоят дела с выпуском и реализацией отечественной техники?

«На самом деле, у нас есть техника и белорусского, и отечественного производства. Часть комплектующих производится за границей, но лизинговые компании отмечают, что практически все предприниматели отказываются от приобретения импортной техники. Сегодня крен делается в сторону отечественное техники, так как именно отечественный поставщик рассматривается как надежный в сложившихся условиях. Между тем, сервисы импортной техники всё ещё готовы к обеспечению своих клиентов».

Мы боялись, что зима окажется морозной и малоснежной, как была в начале. Насколько на посевы влияет сегодняшняя погода?

«Определённые опасения у нас есть, их вызывают порядка 20-25% озимых. Беспокоили нас не только мороз, снег, но и нехватка влаги в почве. В скором времени всё увидим сами, когда посевы начнут восходить».

Насколько сегодня развита практика страхования урожаев в Тульской области?

«Практика страхования применяется в Тульской области. Я бы не сказал, что мы являемся флагманами в этой области, однако федеральное аграрное ведомство регулярно борется за увеличение площади застрахованных земель в регионах. Объём общей посевной площади, застрахованной в 2014 году – это 1/5 от всей посевной площади региона. Это всё равно определённая финансовая нагрузка. Недоверие вызывает здесь сама процедура страхования и доказательство наступления страхового случая. Это направление, в котором нужно развивать юридическую часть».

Что с молочным производством? Кривая производства молока долгое время снижалась, какое-то время была стабильна, а сейчас она выросла на 2%. Как Вы оцените этот результат и прокомментируете его?

«Если говорить объективно, то гордиться ростом в 2% сложно. Но плюс здесь в том, что рост отметился впервые за многие годы. К тому же, если брать общероссийскую ситуацию с производством молока в целом, то, не смотря на небольшой рост, мы вышли в тройку лидеров по темпам роста молока в ЦФО. Мы проанализировали темпы роста за январь и у нас + 6 % роста по показателям января предыдущего года. В складывающихся условиях будет, конечно, непросто сохранить динамику, но мы будем прилагать усилия».

В чём суть программы «Коровы в обмен на молоко»?

«Есть задумка, которая, на наш взгляд, может себя оправдать. Мы планируем совместно с аграрным союзом на территории Тульской области организовать программу из нескольких мероприятий. Прежде всего, планируется приобретение скота, коров молочных пород, за счёт федеральных средств с отдачей их в пользование в частные хозяйства с возможностью рассчитываться готовой продукцией. Дополнительно мы рассматриваем возможность субсидирования молокоприёмных пунктов. Таким путём мы хотим прийти к развитию малых форм скотоводства и молочного хозяйства. Первый опыт у нас был по Венёвскому району, где программа зарекомендовала себя достаточно неплохо. В дополнение ко всему, будет субсидирование подсобному хозяйству на один литр произведенного молока».

Вы просчитывали эту программу, какой примерно на неё будет спрос, и о каком количестве скота идёт речь?

«Только по Венёвскому району за прошлый год более 300 коров попало в подсобные хозяйства. По району это неплохой показатель. Мы планируем просмотреть количество заявок, после февраля провести расширенное областное совещание для того, чтобы увидеть, насколько эта программа вызывает интерес. К тому же, это возможность для самозанятости жителей села и повышению уровня жизни».

Рост цен на говядину больше, чем на свинину или мясо птицы. И в России, и в Тульской области большой провал по производству говядины. Какие здесь мысли и перспективы, с чего нужно начать?

«В Тульской области сложилось так, что производство говядины низкое, но мы пытаемся это преодолеть. Мынадеемся, что крупные компании будут заходить к нам для реализации этих проектов, возможно, что это вопрос времени и финансов. Самое главное – найти заинтересованного инвестора. Проект на 2 000 голов, пусть он и небольшой, мы уже обговаривали, надеемся, что он будет стартом в этом направлении».

logo