Завершился V международный арт-фестиваль «Сад гениев»

Завершился V международный арт-фестиваль «Сад гениев»
Завершился V международный арт-фестиваль «Сад гениев»

4-9 июля 2014 года в Ясной Поляне прошел пятый по счету фестиваль «Сад гениев». Шесть летних вечеров были посвящены современным музыкальным,...

15:44 | 15.07.2014

2014-07-15T15:44:00+04:00

«Сад гениев» - это фестиваль с вечерними «живыми» выступлениями, выставками, лекциями и кинопоказами на открытом воздухе; литературное наследие Данте, Сервантеса, Шекспира, Гете, Гюго, Толстого, Джойса в самых интересных интерпретациях и прочтениях из семи стран. В этом году первая часть фестиваля была посвящена театральным представлениям в усадьбе, после чего «Сад гениев» «переехал» в кинозал яснополянского Дома культуры.

Одним из открытий пятого по счету «Сада гениев» стал спектакль «Любовь и ненависть в сонате – семейная драма Льва Толстого», поставленный бразильской театральной труппой “NOI TRE CULTURAL ME LTDA”. Это представление – итог трехгодичной работы, в процессе которой идея постановки «Крейцеровой сонаты» переросла в попытку рассказать о непростой семейной жизни русского классика посредством диалога его жены и младшей дочери – временами очень непростого. Работая над постановкой за двенадцать тысяч километров от толстовской усадьбы, актрисы Жулиана Вайнем и Аманда Монтейру пытались представить себе взаимоотношения в русских семьях. Во многом реальность совпала с их представлениями: русский темперамент подчас не уступает латиноамериканскому, а Ясная Поляна полностью соответствовала тому пространству, в котором актрисы «поселили» своих героинь. Еще больше сближает этот спектакль с русской действительностью тот факт, что постановка Леонардо Таларико во многом выдержана в русле системы Станиславского.

Не меньший успех у публики имел и французский моноспектакль «Человек, который смеется», показанный актрисой Кристин Генон. О своем участии в фестивале она говорит так: «Это настоящий подарок для меня – приехать сюда в Россию, и действительно невообразимо, что здесь собрались люди из разных стран. Все прошло просто замечательно. К сожалению, я говорю только по-французски, но я купила «Азбуку» Толстого для детей на русском языке, так что в следующем году, если я приеду, я уже буду говорить по-русски».

Коллеги Кристин – Деклан Горман (Ирландия) и Шарлотт Райал (Великобритания) также представили публике моноспектакли. «Дублинцы» отразили весь колорит ирландских улиц, описанных Джойсом, а британская актриса рассказала историю своей коллеги и тезки Шарлотты Чарк, прочитав отрывки из нескольких шекспировских пьес. Уильям Шекспир был одним из самых цитируемых авторов фестиваля. Один из его вечеров был посвящен просмотру невероятно эмоциональной и сдобренной отличным юмором постановке «Укрощения строптивой» Шекспировского театра «Глобус». А открылся «Сад гениев» одновременно с выставкой Юлии Бугуевой «ГАМЛЕТЙОРИК», продемонстрировавшей абсолютное слияние языкового и визуального образов при интерпретации одной из самых известных мировых пьес. «Эти 37 рисунков – не что иное, как история о том, как мы с Гамлетом подбирали друг к другу ключи и пытались разгадать какую-то на удивление общую для нас загадку», - говорит сама художница.

Золотые страницы европейской музыкальной классики перед слушателями раскрыли дуэты из Германии и Испании. В разное время к стихам Гете обращались различные композиторы, и исполняя три варианта «Песен Миньоны», сопрано Хайке Портштайн и пианист Андрэ Кассель (Германия) показали возможности интерпретации человеческих чувств - во все времена остающихся неизменными. На вопрос, как восприняла русская публика программу «Золотой век испанской музыки», сопрано Мариви Бласко и гитарист Хавьер Сомоза ответили, что между российским и испанским слушателем не так уж и много различий. Главное – чувствовать сердце музыки, ее ритм, и местной публике это прекрасно удается.

Впервые на фестивале «Сад гениев» была заявлена детская программа, посмотреть которую можно было бесплатно. В галерее «Ясная Поляна» малыши и их родители смотрели диафильмы – занятие, гораздо более располагающее к общению, чем просмотр мультфильмов. А на спектакле «Вот такой Дон Кихот» все места в первом ряду взрослые уступили детям. Для артистов Маленького театра Фонтанного дома (Санкт-Петербург) приезд на фестиваль подарил настоящее удовольствие общения с коллегами: «Удивительно то, что мы такие разные, но Ясная Поляна нас объединяет. Благодаря этому месту, благодаря этому фестивалю у публики формируется определенный уровень культуры».

logo